В России проживает более 190 народов, которые обладают уникальным культурным наследием. К нему относят не только то, что создано человеком, но и природные объекты, которые неразрывно связаны с культурой, и то неосязаемое, что передают из поколения в поколение: язык, фольклор, традиции, праздники и обряды, народные промыслы и ремесла. В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России рассказываем о нематериальном, но от этого не менее важном культурном наследии нашей страны.
Согласно Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г., «Нематериальное культурное наследие» — это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такие культурные богатства формируют у обладающих ими групп людей чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творческой деятельности человека.
На сайте ЮНЕСКО представлен «Список шедевров устного и нематериального наследия человечества» из 629 элементов, который ежегодно пополняется представителями разных стран. В международном списке ЮНЕСКО есть известные на весь мир аргентинское, уругвайское танго и фламенко Испании, средиземноморская диета (Греция, Испания, Италия, Марокко), бразильская капоэйра, культура приготовления и преломления хлебной лепешки — лаваша, катырмы, жупки, юфки (Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Турция), менее известные рисунки на песке народа вануату, Королевский балет Камбоджи и многие другие традиционные занятия, празднования и блюда. Россия в этом списке представлена всего двумя объектами: культурным пространством и устным творчеством семейских (представителей старообрядчества, потомков русского народа, который был выслан правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII в.) и якутским героическим эпосом олонхо. Они появились в списке благодаря работе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Далее список Россия не пополняла, так как не ратифицировала конвенцию, но на этом внимание нашей страны к сохранению объектов нематериального наследия не остановилось — был сформирован собственный список: Реестр (каталог) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов нашей страны.
Решение о включении в список того или иного объекта принимает Экспертный совет по вопросам формирования реестров объектов нематериального культурного наследия, в который входят видные ученые и преподаватели: фольклористы, этнографы, филологи и другие специалисты. На сегодня национальный реестр состоит из 57 объектов, 55 из которых уже одобрены. Больше всего в каталоге представлены объекты обрядовых комплексов и праздников (20), традиционные технологии и техники (18), народное исполнительство (17).
Перечислим некоторые из последних добавленных в реестр объектов нематериального культурного наследия России с их кратким описанием.
Традиция исполнения якутского традиционного кругового танца «Осуохай»
«Осуохай» возник как ритуальный танец благодарения и мольбы о ниспослании счастья, благополучия, приплода скота и других благ, обращенной к небесным божествам Айыы, особенно к верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, персонифицированному образу Солнца, и духам-хозяевам природы Иччи. Этот танец — неотъемлемая часть обрядового комплекса якутского Нового года (Ысыах), который отмечали 21–22 июня. Хождение по кругу символизирует траекторию движения почитаемого небесного светила — Солнца. Этот танец исполняют и сегодня, но он стал более универсальным: его танцуют при любом удобном случае, когда собирается достаточное количество участников, и вкладывают уже менее сакральный смысл.
Технология изготовления захожского/киришского кружева в Ленинградской области
Историческое название «захожское кружево» связано с традиционным обозначением сельской местности Захожа, где процветал этот промысел. Точное время появления этого искусства установить трудно, считают, что не позднее начала XIX в. Для изготовления кружев мастера и мастерицы использовали белые льняные, реже черные шелковые нити (а позднее и цветные), наматывая их на коклюшки — «палочки». Воздушные узоры мастерицы создавали на «клубках» — специальных подушках в виде валика разных размеров. В 1990-х гг. промысел кружевоплетения стал затухать, но в начале нового столетия занялись восстановлением старинных кружевных узоров, открыли курсы по захожскому кружевоплетению.
Обряд «лужкование» на Успение в селе Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Обряд совершают 28 августа, что совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы, одним из двунадесятых (то есть самых важных) праздников русской православной церкви. В этот день сельская молодежь Александрии рядится в «цыган», ходит с поздравлениями и благопожеланиями от дома к дому для того, чтобы в ответ получить угощение или какое-либо вознаграждение от хозяев. А дарители верят, что это обеспечит их семейное и материальное благополучие на весь год.
Подблюдные гадания костромского Поветлужья
Это святочные подблюдные гадания, которые проводили в Поветлужье в период Святок (чаще в Васильев вечер). Подблюдный ритуал в святочных гаданиях был своего рода макроритуалом, который включал в свою структуру гадания под песни и без песен. Народные традиционные гадания имели мифологические корни, ряд исследователей связывают гадания с попытками установления контакта с потусторонним миром: с умершими предками или с нечистой силой. Основной темой большинства гаданий было предстоящее замужество (женитьба).
Технология изготовления обрядовой и бытовой выпечки в селе Козинка Грайворонского района Белгородской области
Козинка — самое западное село Грайворонского района, оно находится на границе с Украиной. В традициях жителей Козинки хлебные изделия — символ достатка, здоровья и плодородия. Хлеб высоко ценили и почитали. Его обычно пекли раз в неделю, причем никогда не делали этого в воскресенье и в канун праздников. Вечером не начинали новую краюшку, а давая хлеб в долг, отрезали себе кусок, чтобы «хлеб из дома не ушел». С хлебом связано множество ритуалов. Так, например, сажая тесто в печь, закрывали дверь и следили, чтобы ее никто не открыл. Именно поэтому во время сажания в печь свадебного каравая одна из стряпух обязательно держала дверь, чтобы кто-нибудь случайно ее не открыл. А умение печь хлеб считалось важнейшим достоинством хозяйки и знаком того, что девушка готова к замужеству.
На протяжении последних лет ведется активная работа по выявлению, сохранению и описанию объектов нематериального культурного наследия в регионах России. О том, какое значение руководство нашей страны придает этой работе, свидетельствует внесение 7 апреля 2022 г. в Государственную думу РФ проекта закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Он направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия и на реализацию прав этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности.
Источники:
-
Законопроект № 102232-8 «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102232-8
-
Конвенция по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/in-other-languages-00102
-
Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfolknasledie.ru
-
Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/lists
-
Источники иллюстраций в галерее на тему нематериального культурного наследия народов России: m.barneos22.ru, natali-dev.ru, rat-felt.ru, fotovmire.ru, kartinkin.net, marfino.mos.ru