Калачник Дмитрий Федоткин. Фото: Александр Уваров. Источник: www.journeymag.ru

Калачник Дмитрий Федоткин. Фото: Александр Уваров. Источник: www.journeymag.ru

 

В России проживает более 190 народов, которые обладают уникальным культурным наследием. К нему относят не только то, что создано человеком, но и природные объекты, которые неразрывно связаны с культурой, и то неосязаемое, что передают из поколения в поколение: язык, фольклор, традиции, праздники и обряды, народные промыслы и ремесла. В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России рассказываем о нематериальном, но от этого не менее важном культурном наследии нашей страны.

Согласно Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г., «Нематериальное культурное наследие» — это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такие культурные богатства формируют у обладающих ими групп людей чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творческой деятельности человека.

На сайте ЮНЕСКО представлен «Список шедевров устного и нематериального наследия человечества» из 629 элементов, который ежегодно пополняется представителями разных стран. В международном списке ЮНЕСКО есть известные на весь мир аргентинское, уругвайское танго и фламенко Испании, средиземноморская диета (Греция, Испания, Италия, Марокко), бразильская капоэйра, культура приготовления и преломления хлебной лепешки — лаваша, катырмы, жупки, юфки (Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Турция), менее известные рисунки на песке народа вануату, Королевский балет Камбоджи и многие другие традиционные занятия, празднования и блюда. Россия в этом списке представлена всего двумя объектами: культурным пространством и устным творчеством семейских (представителей старообрядчества, потомков русского народа, который был выслан правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII в.) и якутским героическим эпосом олонхо. Они появились в списке благодаря работе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Далее список Россия не пополняла, так как не ратифицировала конвенцию, но на этом внимание нашей страны к сохранению объектов нематериального наследия не остановилось — был сформирован собственный список: Реестр (каталог) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов нашей страны.

Круговая диаграмма с сайта Реестра объектов нематериального культурного наследия России. На изображении представлено количество объектов нематериального культурного наследия по 11 категориям. Источник: rusfolknasledie.ru

Круговая диаграмма с сайта Реестра объектов нематериального культурного наследия России. На изображении представлено количество объектов нематериального культурного наследия по 11 категориям. Источник: rusfolknasledie.ru

 

Решение о включении в список того или иного объекта принимает Экспертный совет по вопросам формирования реестров объектов нематериального культурного наследия, в который входят видные ученые и преподаватели: фольклористы, этнографы, филологи и другие специалисты. На сегодня национальный реестр состоит из 57 объектов, 55 из которых уже одобрены. Больше всего в каталоге представлены объекты обрядовых комплексов и праздников (20), традиционные технологии и техники (18), народное исполнительство (17).

Перечислим некоторые из последних добавленных в реестр объектов нематериального культурного наследия России с их кратким описанием.

Традиция исполнения якутского традиционного кругового танца «Осуохай»

«Осуохай» возник как ритуальный танец благодарения и мольбы о ниспослании счастья, благополучия, приплода скота и других благ, обращенной к небесным божествам Айыы, особенно к верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, персонифицированному образу Солнца, и духам-хозяевам природы Иччи. Этот танец — неотъемлемая часть обрядового комплекса якутского Нового года (Ысыах), который отмечали 21–22 июня. Хождение по кругу символизирует траекторию движения почитаемого небесного светила — Солнца. Этот танец исполняют и сегодня, но он стал более универсальным: его танцуют при любом удобном случае, когда собирается достаточное количество участников, и вкладывают уже менее сакральный смысл.

Самый большой хоровод в мире. 23 июня 2012 г. в Якутии установлен рекорд, внесенный в «Книгу рекордов Гиннесса» в категории «Самый большой Осуохай в мире»: в нем приняли участие 15 293 человека. Источник фото и информации: «Комсомольская правда»

Самый большой хоровод в мире. 23 июня 2012 г. в Якутии установлен рекорд, внесенный в «Книгу рекордов Гиннесса» в категории «Самый большой Осуохай в мире»: в нем приняли участие 15 293 человека. Источник фото и информации: «Комсомольская правда»

 

Технология изготовления захожского/киришского кружева в Ленинградской области

Историческое название «захожское кружево» связано с традиционным обозначением сельской местности Захожа, где процветал этот промысел. Точное время появления этого искусства установить трудно, считают, что не позднее начала XIX в. Для изготовления кружев мастера и мастерицы использовали белые льняные, реже черные шелковые нити (а позднее и цветные), наматывая их на коклюшки — «палочки». Воздушные узоры мастерицы создавали на «клубках» — специальных подушках в виде валика разных размеров. В 1990-х гг. промысел кружевоплетения стал затухать, но в начале нового столетия занялись восстановлением старинных кружевных узоров, открыли курсы по захожскому кружевоплетению.

Техника изготовления захожского кружева с использованием «клубка» и коклюшек. Источник фото: region47.org

Техника изготовления захожского кружева с использованием «клубка» и коклюшек. Источник фото: region47.org

 

Обряд «лужкование» на Успение в селе Александрия Благодарненского района Ставропольского края

Обряд совершают 28 августа, что совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы, одним из двунадесятых (то есть самых важных) праздников русской православной церкви. В этот день сельская молодежь Александрии рядится в «цыган», ходит с поздравлениями и благопожеланиями от дома к дому для того, чтобы в ответ получить угощение или какое-либо вознаграждение от хозяев. А дарители верят, что это обеспечит их семейное и материальное благополучие на весь год.

Подблюдные гадания костромского Поветлужья

Это святочные подблюдные гадания, которые проводили в Поветлужье в период Святок (чаще в Васильев вечер). Подблюдный ритуал в святочных гаданиях был своего рода макроритуалом, который включал в свою структуру гадания под песни и без песен. Народные традиционные гадания имели мифологические корни, ряд исследователей связывают гадания с попытками установления контакта с потусторонним миром: с умершими предками или с нечистой силой. Основной темой большинства гаданий было предстоящее замужество (женитьба).

На сайте Реестра объектов нематериального культурного наследия России можно воспользоваться интерактивной картой, на которой указано, где находится тот или иной объект культурного наследия. На сайте можно узнать информацию об объектах национального наследия, в том числе посредствам аудио и видео. Источник: rusfolknasledie.ru

На сайте Реестра объектов нематериального культурного наследия России можно воспользоваться интерактивной картой, на которой указано, где находится тот или иной объект культурного наследия. На сайте можно узнать информацию об объектах национального наследия, в том числе посредствам аудио и видео. Источник: rusfolknasledie.ru

 

Технология изготовления обрядовой и бытовой выпечки в селе Козинка Грайворонского района Белгородской области

Козинка — самое западное село Грайворонского района, оно находится на границе с Украиной. В традициях жителей Козинки хлебные изделия — символ достатка, здоровья и плодородия. Хлеб высоко ценили и почитали. Его обычно пекли раз в неделю, причем никогда не делали этого в воскресенье и в канун праздников. Вечером не начинали новую краюшку, а давая хлеб в долг, отрезали себе кусок, чтобы «хлеб из дома не ушел». С хлебом связано множество ритуалов. Так, например, сажая тесто в печь, закрывали дверь и следили, чтобы ее никто не открыл. Именно поэтому во время сажания в печь свадебного каравая одна из стряпух обязательно держала дверь, чтобы кто-нибудь случайно ее не открыл. А умение печь хлеб считалось важнейшим достоинством хозяйки и знаком того, что девушка готова к замужеству.

На протяжении последних лет ведется активная работа по выявлению, сохранению и описанию объектов нематериального культурного наследия в регионах России. О том, какое значение руководство нашей страны придает этой работе, свидетельствует внесение 7 апреля 2022 г. в Государственную думу РФ проекта закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Он направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия и на реализацию прав этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности.

 

Источники:

  1. Законопроект № 102232-8 «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102232-8

  2. Конвенция по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/in-other-languages-00102

  3. Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfolknasledie.ru

  4. Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/lists

  5. Источники иллюстраций в галерее на тему нематериального культурного наследия народов России: m.barneos22.runatali-dev.rurat-felt.rufotovmire.rukartinkin.netmarfino.mos.ru