Материалы портала «Научная Россия»

Разносторонний треугольник: как объединить науку, образование и бизнес

Разносторонний треугольник: как объединить науку, образование и бизнес
На этот вопрос пытались ответить на сессии, организованной при участии Российской Академии наук, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

На этот вопрос пытались ответить на сессии, организованной при участии Российской Академии наук, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Прежде чем перейти к дискуссии, участники сессии оценили по пятибалльной шкале нынешний уровень интеграции науки, образования и бизнеса. Средняя оценка оказалась равной 2,18. Результат практически совпал с баллом экспертной группы по вопросам образования. По мнению экспертов, взаимодействие науки и образования находится на уровне 2,64, прочность связей между образованием и бизнесом не превышает 2,45, а науки и бизнеса – 2,27.

Такая низкая оценка говорит о том, что очень тонкие нити связывают сейчас науку, образование и бизнес в один «треугольник». Интересно, что эта проблема касается не только России. Если бы подобное голосование провели в США, то его результат был бы равен 2,5, отметил один из спикеров Сэмюэль Потоликкио, директор по глобальному и традиционному образованию школы государственной политики Маккорта (Джорджтаунский униерситет).

Чтобы как-то превратить разносторонний треугольник в равносторонний и соединить его вершины прочнее, нужно ответить на несколько важных вопросов.

Как наука может пойти навстречу бизнесу?

Наука должна заниматься тем, что в будущем найдет реальное применение. И речь не только – и не столько – о прикладной науке (которая уже тесно связана с бизнесом), но и о фундаментальной и поисковой. Оценка результатов научной деятельности не по количеству публикаций должна стимулировать академическую науку сделать шаг в сторону бизнеса, считает президент Российской академии наук Александр Сергеев. 

Бизнес же, как мы видели на примере биотехнологической компании BIOCAD, уже начинает обращаться к фундаментальной науке, к академическим исследованиям, к глубокому знанию – для новых, оригинальных разработок.

Какой должна быть современная система образования?

Поколение Z (молодые люди, которые родились после 1995 года) сейчас почти не перенимает опыт старшего поколения, для него фигура педагога имеет меньший вес, чем для предыдущих поколений. В таких условиях нужно по-другому выстраивать отношения между обучающими и учащимся. Если во времена первых университетов вокруг учителя собирался «кружок» учеников-последователей, то сегодня может быть эффективен обратный подход. «От обучения людей мы переходим к обучению человека. Мы – сервис, который нужен для тебя», - так сформулировал возможный персонифицированный подход для современной системы образования Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng.

Владимир Иванов, заместитель президента РАН, считает, что нужно объединить классический и новый подходы: вопрос только в том, в какой пропорции.

Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, предлагает университетам обратить внимание прежде всего на нашу сильнейшую сторону – на начальную школу. Как показывают результаты исследования транснациональной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), в России одни из самых умных детей – мы занимаем одно из первых мест в «рейтинге умов» среди учащихся начальной школы, а среди старшеклассников, студентов мы уже не то что за десятым местом – за сотым.

Как предсказать, какие профессии будут востребованы? Кто и чему должен учить сегодня?

Мир сегодня быстро меняется: технологии спешат сменить друг друга в течение всего двух-пяти лет. Поэтому мы не знаем, какие профессии завтра умрут, а какие будут востребованы и какие специальности появятся. Поэтому сейчас для работодателя важны личные качества сотрудника, его социальные навыки – так называемые soft skills – и фундаментальное образование – то есть понимание того, как работают основные законы природы, отметила Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка.

Приобретать soft skills дети должны еще в школе. Тогда встает другой вопрос: кто те самые «космонавты», которые будут учить? В России 42 тысячи школ и 1,5 миллиона педагогов, но мало кто из них знает, как учить этим «мягким навыкам». И далеко не всем педагогам удается найти подход к современным «цифровым детям» и их родителям.

Над этими вопросами в дальнейшем будет работать экспертная группа по проблемам образования. В нее вошли ведущие ученые и специалисты, а также руководители научных и образовательных организаций, бизнес-структур, ориентированных на проблемы научно-технологического развития. О первом заседании экспертной группы читайте в материале «Научной России».

александр сергеев президент ран бизнес наука и бизнес наука и образование образование образование и бизнес пмэф-2019 ран фонд росконгресс

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.