На этот вопрос пытались ответить на сессии, организованной при участии Российской Академии наук, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Прежде чем перейти к дискуссии, участники сессии оценили по пятибалльной шкале нынешний уровень интеграции науки, образования и бизнеса. Средняя оценка оказалась равной 2,18. Результат практически совпал с баллом экспертной группы по вопросам образования. По мнению экспертов, взаимодействие науки и образования находится на уровне 2,64, прочность связей между образованием и бизнесом не превышает 2,45, а науки и бизнеса – 2,27.
Такая низкая оценка говорит о том, что очень тонкие нити связывают сейчас науку, образование и бизнес в один «треугольник». Интересно, что эта проблема касается не только России. Если бы подобное голосование провели в США, то его результат был бы равен 2,5, отметил один из спикеров Сэмюэль Потоликкио, директор по глобальному и традиционному образованию школы государственной политики Маккорта (Джорджтаунский униерситет).
Чтобы как-то превратить разносторонний треугольник в равносторонний и соединить его вершины прочнее, нужно ответить на несколько важных вопросов.
Как наука может пойти навстречу бизнесу?
Наука должна заниматься тем, что в будущем найдет реальное применение. И речь не только – и не столько – о прикладной науке (которая уже тесно связана с бизнесом), но и о фундаментальной и поисковой. Оценка результатов научной деятельности не по количеству публикаций должна стимулировать академическую науку сделать шаг в сторону бизнеса, считает президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Бизнес же, как мы видели на примере биотехнологической компании BIOCAD, уже начинает обращаться к фундаментальной науке, к академическим исследованиям, к глубокому знанию – для новых, оригинальных разработок.
Какой должна быть современная система образования?
Поколение Z (молодые люди, которые родились после 1995 года) сейчас почти не перенимает опыт старшего поколения, для него фигура педагога имеет меньший вес, чем для предыдущих поколений. В таких условиях нужно по-другому выстраивать отношения между обучающими и учащимся. Если во времена первых университетов вокруг учителя собирался «кружок» учеников-последователей, то сегодня может быть эффективен обратный подход. «От обучения людей мы переходим к обучению человека. Мы – сервис, который нужен для тебя», - так сформулировал возможный персонифицированный подход для современной системы образования Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng.
Владимир Иванов, заместитель президента РАН, считает, что нужно объединить классический и новый подходы: вопрос только в том, в какой пропорции.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, предлагает университетам обратить внимание прежде всего на нашу сильнейшую сторону – на начальную школу. Как показывают результаты исследования транснациональной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), в России одни из самых умных детей – мы занимаем одно из первых мест в «рейтинге умов» среди учащихся начальной школы, а среди старшеклассников, студентов мы уже не то что за десятым местом – за сотым.
Как предсказать, какие профессии будут востребованы? Кто и чему должен учить сегодня?
Мир сегодня быстро меняется: технологии спешат сменить друг друга в течение всего двух-пяти лет. Поэтому мы не знаем, какие профессии завтра умрут, а какие будут востребованы и какие специальности появятся. Поэтому сейчас для работодателя важны личные качества сотрудника, его социальные навыки – так называемые soft skills – и фундаментальное образование – то есть понимание того, как работают основные законы природы, отметила Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка.
Приобретать soft skills дети должны еще в школе. Тогда встает другой вопрос: кто те самые «космонавты», которые будут учить? В России 42 тысячи школ и 1,5 миллиона педагогов, но мало кто из них знает, как учить этим «мягким навыкам». И далеко не всем педагогам удается найти подход к современным «цифровым детям» и их родителям.
Над этими вопросами в дальнейшем будет работать экспертная группа по проблемам образования. В нее вошли ведущие ученые и специалисты, а также руководители научных и образовательных организаций, бизнес-структур, ориентированных на проблемы научно-технологического развития. О первом заседании экспертной группы читайте в материале «Научной России».