Во Всероссийском научно-исследовательском институте лекарственных и ароматических растений получен новый сорт шлемника байкальского, получивший название «Аметист». Он был выведен методом индивидуального отбора из культивируемой в ФГБНУ ВИЛАР популяции.

Сорт шлемника байкальского «Аметист». Вид растения в фазу массового цветения. Фото Михаила Грязнова

«Новый сорт запатентован! Он характеризуется стабильной урожайностью сырья и семян, а также сравнительно высоким содержанием биологически активных веществ. В частности, масса сухих корней растения с гектара может варьироваться от 1,6 до 1,8 тонн, плодов – около 27 кг с гектара. Это позволит сельскохозяйственным производителям получать необходимое количество качественного лекарственного растительного сырья. Сорт допущен к использованию на территории России и включен в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», - сообщил заведующий лабораторией агробиологии, кандидат сельскохозяйственных наук Никита Ковалев.

Шлемник байкальский – многолетнее поликарпическое травянистое растение высотой 15-35 см. Цветет в июле, а плоды созревают в конце июля-августе. Растение размножается только семенным путем, а его распространение в России ограничено бассейном Амура и озера Ханка. Как пояснили в ВИЛАР, в корнях шлемника содержатся флавоноиды (главным образом байкалин), фенолкарбоновые кислоты (п-гидроксибензойная, феруловая), крахмал (до 17%), дубильные вещества (до 15%), моносахариды (8,5%), стеролы, дитерпены, эфирное масло, алкалоиды, смолы (2-5%), макро- и микроэлементы.

В медицине шлемник байкальский применяют как успокоительное и гипотензивное средство для лечения различных форм гипертонии. Сырье растения было включено в X издание Государственной Фармакопеи СССР. В настоящий момент готовится документация для включения вида в действующую Государственную Фармакопею.

Как заявили ученые, природные запасы шлемника байкальского (Scutellaria baicalensis Georgi) стремительно сокращаются, и для сохранения естественных популяций вид необходимо возделывать.

В ВИЛАР работа по изучению исходного материала шлемника байкальского идет с 2016 года. Ее начал ведущий научный сотрудник отдела агробиологии Михаил Грязнов.

Работа проводилась в рамках госзадания Минобрнауки России. https://reestr.gossortrf.ru/sorts/7953611/