12 сентября 1940 года четверо друзей из французской деревушки Мартиньяк гуляли с собакой по склонам холма. Заметив дыру после падения дерева во время бури, они решили её раскопать и обнаружили вход в пещеру. О находке дети сообщили своему учителю, чуть позже до нее добрались и ученые.
Это была не простая пещера, где дети, как у Марка Твена, могли прятаться от взрослых и фантазировать. Пещера Ласко стала настоящим достоянием Франции, так как ее стены украшали тысячи наскальных рисунков. Она небольшая и уютная по сравнению с другими известными пещерами, а еще достаточно сухая. Здесь нет капающих с потолка сталактитов и сталагмитов, поэтому на стенах хорошо сохранились рисунки. Более того, природа создала солевой кальцитный слой, который покрыл изображения, точно лаком, и защитил от времени. Пещера коридорного типа. Длина проходов - около 250 метров, высота сводов - 30 метров, общий объем - 1500 м3.
Первым исследователем пещеры стал специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, пребывавший в регионе во время немецкой оккупации. Вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном он установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. Анри Брейль назвал Ласко Версалем пещерной живописи: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль». Позже пещеру прозвали Сикстинской капеллой первобытной живописи.
Что же такого изображено на стенах? Это классические образцы наскальной живописи, которые исследователи разделили на смысловые группы: животные, люди и символы. Большинство изображений выполнены в красном, желтом и черном цветах, что связано с доступным для людей того времени набором красящих минеральных пигментов. Среди изображений животных часто встречаются лошади и олени. Интересно, что они показаны не статично, а в динамике: бегущие стада лошадей, массивные быки, бизоны и даже носороги, готовые к атаке, грациозные представители рода кошачьих. На стенах отсутствуют изображения, связанные с растительным миром. По предположениям ученых, пещера могла быть местом культа или святилищем древних.
Давайте пройдемся по знаменитой на весь мир пещере и насладимся изображениями наших предков. «Зал быков», или ротонда, украшен большими изображениями четырех черных быков. По одной из версий животные изображены в натуральную величину. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь, а также неизвестное животное с рогом на лбу. Не исключено, что в далеком прошлом в ротонду проникал дневной свет и рисунки красиво переливались на стенах. В глубине помещения открывается вход в осевой коридор. Его длина около 17 метров, украшенных изображениями оленей, быков и лошадей. Правее от осевого прохода располагается пассаж: многие изображения здесь повреждены из-за движения воздушных потоков. Преодолеваем осевой проход и попадаем в неф, а из него – в коридор, где изображены кошки - кошачий лаз. Если направиться в другую сторону по осевому коридору, то можно набрести на апсиду и колодец.
Пещера расписана даже в труднодоступных местах. Для этого нашим предкам приходилось идти на различные ухищрения, изобретая приспособления для росписи стен и потолка. Так, например, они соорудили подобие лестниц – леса. В отверстия пещеры вставляли ветки деревьев, которые для надежности укрепили глиной. Все это – чтобы нанести изображения на потолок и нарисовать быков на стенах небывалой величины (5 метров в длину и 2 метра в высоту). Любопытное изображение было обнаружено на дне колодца: около упавшего человека стоит носорог, а вокруг него парами располагаются шесть точек. Это уже не просто рисунок, а зарисовка с определенным сюжетом.
На сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние исследования доказывают, что они могут относиться и к более ранней солютрейской. Об этом говорит наличие геометрических символов, изображение рогов зубров и человека напротив животного из семейства полорогих, а также рисунок человека напротив овцебыка.
Наскальная живопись не так примитивна, какой может показаться на первый взгляд. Как у всех художников, у первобытных живописцев были свои характерные приемы:
- полихромия;
- растушёвка;
- перспектива;
- незакрашенные места в картине;
- искажённое изображение.
Помимо произведений первобытного искусства, в пещере были найдены предметы ремесел. Например, резной светильник из розового песчаника. В нем жгли жир с помощью можжевелового фитиля. Такая лампа могла освещать пещеру в течение часа. Были найдены костяные и кремнёвые орудия, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что пещера использовалась не как жилье, а как сакральное место для росписи наскальными изображениями.
Памятник первобытной культуры стремительно набрал популярность. В 1948 году пещеру открыли для туристов, однако это стало губительным событием. Нарушилась «микрофлора» природного жилища: на стенах стали появляться бактерии и даже водоросли. В 1960 году избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году ее закрыли и восстанавливали около 10 лет, возвращая рисункам былой цвет и яркость.
18 июля 1983 года для публики была открыта Ласко II - точная копия оригинала, расположенная неподалеку от найденной когда-то четырьмя мальчишками пещеры, которая превратилась в народное достояние Франции и стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Материал подготовлен по данным из открытых источников
Фото на странице и на главной странице сайта: HTO. Сфотографировано загрузившим / Общественное достояние / Wikipedia