Наша вселенная — это пузырь среди таких же пузырей. Проверим?

Сотрудники Perimeter Institute (США) решили перевести гипотезу мультивселенной из области волшебных сказок в область верифицируемого научного знания.

Забудьте про Большой взрыв. В начале был вакуум, наполненный энергией. Называть ее можно по-разному — темной энергией, энергией вакуума, инфляционным полем, полем Хиггса. Как вода в закипающем чайнике, энергия начинает испаряться, образуя пузыри. Поскольку в каждом из них тоже вакуум со своей энергией, они начинают раздуваться и сталкиваться, образуя вторичные пузыри, то есть вселенные.

Это вполне возможная модель, если принять во внимание то, что мы знаем о космической  инфляции. Сторонники существования множества вселенных говорят о логичности выводов, противники гипотезы упирают на неверифицируемость таких логических построений.

Сотрудники Perimeter Institute (США) переносят спор в область наблюдаемых и доказуемых фактов. Программа исследования такова: ученые моделируют на компьютере вселенную, в которой есть два пузыря, потом они сталкивают их, моделируют возможные результаты столкновения, а затем в дело вступает виртуальный соавтор. Помещаемый в разные точки пространства, он сообщает о своих наблюдениях.

Другими словами, авторы выясняют, каковы должны быть подтверждаемые наблюдениями характеристики столкновения вселенных-пузырей, с тем чтобы затем обнаружить или не обнаружить их, то есть исследование доказывает верифицируемость гипотезы мультивселенной.

верифицируемость мультивселенная