Астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» (СРГ), запущенная в космос в 2019 г., поможет создать наиболее подробную карту нашей Галактики и изучить нейтронные звезды ― своеобразные маяки Вселенной. Об этих и других задачах СРГ рассказал член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе ИКИ РАН Александр Анатольевич Лутовинов в ходе студенческого тура в ИКИ РАН, организованного «Научной Россией».

«Сейчас мы решаем задачу построения самой глубокой карты нашей Галактики в рентгеновском диапазоне. Ранее “Спектр-РГ” уже сделал четыре полных обзора неба, а значит, самая лучшая карта всего неба, по сути, уже есть, и теперь ближайшая наша задача ― сконцентрироваться на Млечном Пути», ― говорит ученый.

Установленный на борту СРГ отечественный телескоп ART-XC им. М.Н. Павлинского с зеркалами косого падения стал прорывным шагом в плане повышения чувствительности телескопов и их углового разрешения, позволяющего уверенно регистрировать и локализовывать жесткие рентгеновские источники по всему небу.

Обсерватория СРГ изучает самые необычные объекты в нашей Вселенной, в частности, нейтронные звезды, которые интересны тем, что их можно использовать для решения практических задач. Так, например, с помощью быстровращающихся нейтронных звезд, которые посылают очень стабильные импульсы излучения (пульсары), можно создать независимую систему навигации аппаратов в космосе. Такие быстровращающиеся нейтронные звезды фактически представляют собой природные маяки Вселенной, и каждая из них обладает уникальными характеристиками и уникальной стабильностью. С помощью телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского ученым уже удалось провести наблюдения ряда быстровращающихся нейтронных звезд и получить обнадеживающие результаты по созданию элементов системы навигации.

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.