25 марта в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в рамках Международного форума «Университеты, общество и будущее человечества» состоялся Съезд Евразийской Ассоциации Университетов. В рамках съезда обсуждались новые форматы и цели высшего образования будущего.
В 2019 году Евразийская Ассоциация Университетов отмечает 30-летие со дня образования. В юбилейный год съезд одной из самых авторитетных в мире международной организации университетского сообщества посетили 81 член ассоциации. Заседание съезда традиционно открылось вступительным словом и отчетом о деятельности ассоциации президента ЕАУ Виктора Садовничего.
Виктор Садовничий отметил особую важность тесного и дружеского сотрудничества членов ассоциации на протяжении уже трех десятков лет: "Народные дружба и братство — дороже всякого богатства", — вспомнил известную русскую пословицу ректор МГУ в конце своей речи.
Садовничий также обратил внимание присутствующих на впечатляющие итоги продуктивной и результативной работы ассоциации со времен последнего съезда членов ассоциации в 2015 году. Проведены десятки совместных мероприятий, активно работают музеи ЕАУ, профсоюзные и молодежные коллективы Евразийских университетов. Также президентом ассоциации были поставлены задачи на ближайшие годы — ассоциация продолжит решать задачи образования и науки, разрабатывать новые форматы высшего образования и совершенствовать всю его систему в целом.
Подробнее об этом говорил ректор Белорусского государственного университета Андрей Король. Его выступление в рамках съезда было посвящено проблеме информации и проблеме ее восприятия. Это чрезвычайно важный вопрос в условиях сегодняшней активной цифровизации и информационного перееизбытка. Современная система образования в университетах требует нечто большего, чем просто заучивание и запоминание больших объемов информации, которые со временем теряют смысл для человека. Появляется необходимость креативного образования, учения через новые открытия, которые будет делать студент и сравнивать их с открытиями уже сделанными.
Однако остается проблема преподавателей, ведущих лекции и семинары уже не один десяток лет. Многие из них не готовы менять свою систему преподавания предмета, не понимают важности внедрения креативных способов образования. Важная задача современного образования состоит в пересмотре форматов преподавания в университетах и донесения до каждого из участников образовательной системы важности и необходимости ее совершенствования.
Ректор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Авазжон Марахимов подчеркнул, что наше будущее — в университетах, которые сегодня обладают самым ценным ресурсом во всем мире — интеллектуальным потенциалом. И именно интеллект и инновационная экономика будут играть главные роли в театре современности. Поэтому сегодня мы меняем и совершенствуем не только форматы образования, но и его смысл: для чего учить, как учить и чему? По словам Марахимова, в мире главной ценностью остается фундаментальное образование, но только в совокупности с умением создавать новое.
Университеты должны перейти к инновационно-ориентированному образованию, считает Марахимов. Но, к сожалению, во многих странах мира образование до сих пор остается консервативным и потому неподготовленным для таких серьезных перемен. Первым шагом на пути к изменению устоявшихся консервативных традиций университетского образования ректор считает развитие студенческого сотрудничества университетов Евразии и реализацию совместных международных проектов.
Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев продолжил обсуждение темы поиска нового формата высшего учебного заведения, отвечающего современным требованиям. Такой формат он назвал "Университеты 4.0" или университеты "четвертого поколения". Этот формат включает в себя формирование креативной среды и полностью зависит от людей, имеющих высокий уровень практического мышления, умеющих предвидеть опасную ситуацию и перевести ее в лучшую, мыслящих креативно и оригинально.
Максимцев уверен, что в эпоху технического прогресса и инноваций забытым остается вопрос духовного образования, нравственности и этики. Именно об этом следует задуматься университетам — о вычленении духовной миссии университета. В безнравственном обществе экономические законы не действуют. Важно, чтобы мир высоких технологий не превратился в мир бездуховный. Университеты определяют то, каким будет гражданин будущего. И именно знание и добродетель должны найти нерушимое сочетание в нем. Задача университетов — соединить эти качества и воплотить их в человеке.