0 комментариев 853

Особенности беломорских моллюсков

Сотрудники Беломорской биологической станции им. Перцова МГУ выяснили, каким образом беломорские моллюски вида Eubranchus rupium питаются гидроидными полипами рода Obelia
Беломорский моллюск Eubranchus rupium. Александр Семёнов/Беломорская станция МГУ

Сотрудники Беломорской биологической станции имени Перцова МГУ выяснили, каким образом беломорские моллюски вида Eubranchus rupium питаются гидроидными полипами рода Obelia, и выявили основные приспособления к их способу добычи пищи. Понимание процессов, происходящих в Мировом океане, позволяет прогнозировать состояние климата и планировать действия по устранению и предотвращению последствий его изменения. Результаты исследования были опубликованы в журнале Zoology.

Голожаберные моллюски — родственники знакомых всем улиток. Они потеряли раковину в ходе эволюции и живут преимущественно в морях,  потому их часто называют морскими слизнями. Благодаря своей яркой окраске голожаберные моллюски хорошо заметны среди обитателей морского дна и являются любимцами дайверов по всему миру.

«В ходе многолетних наблюдений за этими моллюсками в Белом море мы обнаружили, что на одной колонии гидроидных полипов, которыми питаются эти моллюски, можно найти в большом количестве как взрослых моллюсков, так и совсем крошечных (около 500 мкм в длину) особей, которые только недавно осели. Нам стало интересно, как же ювенильные и взрослые особи моллюсков уживаются друг с другом, есть ли между ними конкуренция за пищевой ресурс», — рассказала Анна Михлина, сотрудник Беломорской биологической станции МГУ.

Трехмерная реконструкция Eubranchus rupium. Анна Михлина/МГУ

Строение буккального комплекса органов — аппарата, принимающего участие в добыче пищи у моллюсков, связано с тем, как питается моллюск и что является его пищевым объектом. Изучив строение буккального комплекса органов у взрослых и ювенильных (молодых) особей, можно понять, питаются ли они одинаково или же конкуренции за пищевой ресурс у них нет. Поэтому учёные решили провести масштабную работу, включающую морфологические исследования и прижизненные наблюдения за процессом питания моллюсков.

«Оказалось, что строение буккального комплекса органов у взрослых и молодых особей одинаковое, а потому питаются они схожим образом — проделывая отверстия в покровах гидроидных полипов. Поэтому особи разного возраста могут конкурировать за пищевой ресурс. Однако пик численности моллюсков совпадает с периодом наибольшего роста их пищевого объекта — гидроидных полипов Obelia longissima. Таким образом, конкуренция за пищу между молодыми и взрослыми особями нивелируется, так как пищевого ресурса для всех достаточно», — добавила старший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных Ирина Екимова.

Благодаря прижизненной съемке учёные выяснили, что взрослые эубранхусы проделывают отверстия в ножке гидроидного полипа и через него высасывают содержимое. Чашечка полипа при этом остается нетронутой. С помощью метода световой микроскопии исследователи изучили строение буккального комплекса органов у взрослых моллюсков, а затем реконструировали расположение его структур относительно друг друга, построив 3D-модель. С помощью сканирующей электронной микроскопии удалось уточнить строение буккального вооружения моллюска: челюстей и радулы, а также узнать расположение зубов в рабочей зоне.

Фото со сканирующего микроскопа радулы моллюска Eubranchus rupium. Анна Михлина/МГУ

Трансмиссионная электронная микроскопия позволила понять, как в мышцах глотки направлены волокна и в каком направлении они сокращаются. Общее строение глотки (мышц и вооружения) молодых особей моллюсков на разных стадиях развития было изучено с помощью метода конфокальной лазерной сканирующей микроскопии. Расположение зубов в рабочей зоне у ювенильных особей было изучено с помощью сканирующей электронной микроскопии.

«Подобные комплексные исследования, включающие в себя не только изучение морфологии, но и поведенческие эксперименты, вносят большой вклад в наше понимание о жизни морских беспозвоночных животных. Именно они определяют состав сообществ, в которых живут, формируют среду», — считают исследователи.

Беспозвоночные — важный индикатор состояния морских экосистем. Понимание процессов, происходящих в Мировом океане, позволяет прогнозировать состояние климата и планировать действия по устранению и предотвращению последствий его изменения. Сохранение морских экосистем также входит в глобальные целевые задачи, сформулированные в Конвенции о биологическом разнообразии.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ