0 комментариев 2672

Найдено вещество для создания антибиотиков нового поколения

По словам авторов исследования, биоактивные соединения кардамона зеленого препятствуют формированию биопленок, благодаря чему будут полезны при создании новых антимикробных препаратов

Натуральное вещество, легко устраняющее одну из главных причин устойчивости микробов к антибиотикам, исследовали ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) в составе международного коллектива, сообщает сайт РИА Новости. По словам авторов, биоактивные соединения кардамона зеленого (Elettaria cardamomum) препятствуют формированию биопленок, благодаря чему будут полезны при создании новых антимикробных препаратов. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Microbiology.

© Depositphotos / ivan_dzyuba

Бактериальная биопленка — многослойная структура, формируемая микробным сообществом для защиты от агрессивной среды, а также от действия лекарств. "Щитом" для бактерий служит слой полимеров, встроенных в клеточный матрикс. Они обеспечивают устойчивость микроорганизмов как к антибиотикам, так и к действию иммунной системы человека.

Бактерии сегодня становятся все более устойчивыми к часто употребляемым антибиотикам, и способность к образованию биопленок, по словам ученых, играет в этом процессе важную роль. Поиск новых препаратов, способных бороться даже с устойчивыми штаммами микробов без риска для организма в целом, — это ключевое направление фармакологии, уверены ученые.

Новое исследование специалистов ДГТУ показало, что эфирные масла кардамона зеленого (Elettaria cardamomum) — отличное средство борьбы с биопленками. Ученые выявили высокий потенциал биоактивных соединений на основе этого растения в борьбе с целым рядом бактериальных патогенов, среди которых кишечная палочка, стрептококк, сальмонелла и другие.

"По данным Национального института здоровья США, не менее 80 процентов инфекционных болезней вызываются бактериями, способными к образованию биопленки. Эфирное масло зеленого кардамона поможет дать отпор микроорганизмам с множественной лекарственной устойчивостью: уже при концентрации в 0,125 процента, что на порядок ниже смертельной для бактерий концентрации, оно эффективно подавляет формирование биопленок у грамотрицательных патогенов человека и животных", — рассказал руководитель НИЛ "Центр агробиотехнологий" ДГТУ, профессор кафедры пищевой науки Государственного университета штата Нью-Джерси Михаил Чикиндас.

Эффект, как объяснили ученые, достигается за счет подавления у бактерий так называемого чувства кворума — химического "языка" микроорганизмов. Чувство кворума регулирует жизнь сообщества бактерий, в частности формируя сигнал к образованию биопленок как реакцию на условия среды обитания.

Соединения, дающие кардамону зеленому антимикробные свойства, — α-терпинилацетат, 1,8-цинеол, линалоола ацетат, сабинен и некоторые другие, сообщили ученые. Кардамон применяется в пищевой промышленности как функциональная добавка, безопасный усилитель вкуса и консервант. Также экстракт этого растения обладает антиоксидантными свойствами, что повышает его ценность в качестве добавки к пище.

Ученые уверены, что кардамон может быть использован при разработке новых органических препаратов для борьбы с микробами с множественной лекарственной устойчивостью. Соединения, полученные из кардамона зеленого, могут также стать альтернативой химическим консервантам и помочь в разработке продуктов с увеличенным сроком хранения, считают авторы исследования.

Исследование проводилось в сотрудничестве со специалистами из Китая, США, Пакистана и Ирака.

ДГТУ антибиотики нового поколения антимикробные препараты бактериальная биопленка кардамон эфирное масло зеленого кардамона