0 комментариев 724

Находки на севере Красноярского края

В ИНГГ СО РАН изучают ископаемые следы организмов, живших около 540 млн лет назад

Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН исследуют ископаемые следы древних мягкотелых организмов. Специалисты обнаружили окаменелости в обнажениях горных пород на левом берегу реки Сухарихи (правый приток р. Енисей в районе г. Игарка), которая протекает по северо-западу Красноярского края.

Эти исследования помогут ученым разобраться в том, как развивалась жизнь на стыке двух важных геологических периодов: венда (635–541 млн лет) и кембрия (541–485 млн лет).

Об изысканиях рассказал Игорь Валентинович Коровников – ведущий научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии палеозоя ИНГГ СО РАН, доктор геолого-минералогических наук.

Почему ученые Института выбрали для исследований именно этот район?

Река Сухариха находится на Игарском поднятии, которое представляет для науки исключительный интерес, поскольку в сухарихинской свите находится один из самых полных и непрерывных разрезов переходных отложений венда и кембрия. Именно на этом рубеже, около 540 млн лет назад произошел кембрийский взрыв – резкое увеличение числа биологических видов. На Земле появились организмы, обладающие минеральным скелетом, а также членистоногие, хордовые и моллюски.

Находки, сделанные учеными ИНГГ СО РАН, расположены в породах возрастом около 540 млн лет и могут иметь важное значение для реконструкции развития экосистем во время кембрийского взрыва. Исследовав отпечатки, сотрудники Института выявили особенности поведения ископаемых существ и условия их обитания.

Так, древние организмы жили в вертикальных или слегка изогнутых норах – некоторые из этих «ходов» формой напоминают букву U. В ширину такие следы могут достигать 1-2 см, а в длину – 15-20 см. Проделавшие их существа обитали на мелководье: они зарывались в грунт и просеивали взвесь и осадок в поисках питательных веществ. Считается, что такие следы могли оставить кольчатые черви (аннелиды) или ракообразные.

Результаты изучения находок были опубликованы в «Палеонтологическом журнале». Соавтор статьи – к.г.-м.н. Василий Валерьевич Марусин, старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН, специалист по докембрийским и кембрийским ископаемым следам жизнедеятельности. Он работал над классификацией и детальным описанием этих находок.

Учитывая высокую плотность находок на сравнительно небольшой площади, специалисты Института сделали вывод: вертикально зарывающиеся в грунт организмы активно осваивали мелководье еще на самых ранних этапах кембрийского взрыва, в позднем венде.

В дальнейшем сотрудники ИНГГ СО РАН планируют продолжить работы на Игарском поднятии.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН