В рамках экспертной площадки МГУ «Диалог о настоящем и будущем» прошла дискуссия с участием ректора МГУ академика Виктора Садовничего, экспертов агентства QS Зои Зайцевой и Бена Саутера «На пути к образованию будущего: ключевые тренды трансформации образования в условиях пандемии». На экспертной площадке МГУ имени М.В. Ломоносова участники обсудили актуальные вопросы, касающиеся сферы образования.

Во всем мире образование имеет важное значение. Системы образования в разных странах и в разных культурах имеют разную степень глубины и интенсивности, но тем не менее все везде знают, что образование жизненно важно для будущего успеха человечества.

Сегодня мир переживает глобальные потрясения. Новые вызовы системы образования и актуальные задачи развития человека, возникающие в связи с этим, неизбежно трансформируют образование как систему, изменяют требования к результатам образования, переворачивают отношения между субъектами в процессе образования.

Каковы возможности и ограничения образования будущего? Какие ключевые факторы можно выделить сегодня и усовершенствовать их, чтобы воспользоваться новыми возможностями завтра? Как пандемия может изменить подход к образовательной системе, к процессу и результатам образования, а также к взаимоотношениям внутри системы образования? Эти и многие другие вопросы будут освещены в экспертной дискуссии, в также в рамках мероприятия будут раскрыты направления изменения образования, которые актуализирует чрезвычайная ситуация быстрого слома традиционных образовательных форматов и пространств.

Эксперты:

  • Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
  • Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании Quacquarelli Symonds (QS),
  • Бен Саутер, Senior Vice-President of Quacquarelli Symonds (QS), старший вице-президент компании Quacquarelli Symonds (QS),
  • Елена Владимировна Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист по философским проблемам науки и образования, член локального этического комитета Медицинского научно-образовательного центра МГУ.

«Научная Россия» ведет прямую текстовую и видео трансляцию мероприятия. Наблюдайте вместе с нами! 

16:02. Виктор Садовничий представляет участников дискуссии.

16:04. Виктор Садовничий: "Пандемия внесла большие коррективы в систему образования и научных исследований, а также в жизнь общества. Многие задаются вопросом, каким будет общество после коронавируса. Вопрос, каким будет система образования тоже является не менее актуальным.

<_> Потенциал российских университетов позволил перевести всю систему образования на дистанционную форму:это 5 миллионов студентов, 300 тысяч преподавателей. Занятия идут, студенты сдают сессию. Если говорить об итогах первой работы, то мы справились с этим этапом. Сдаются госэкзамены и дипломные работы. Через две недели наши студенты завершат обучение в этом семестре. Уже можно сказать, что наша система образования справилась".

16:09. "По результатам исследования, 96% преподавателей смогли перейти на онлайн-формат, но 88% считают, что занятия лучше проводить в очной форме, а 67% не хотели бы, чтобы в будущем семестре все было бы переведено в онлайн-формат.

<_> Личное общение нельзя убрать, оно будет необходимо в образовании. Об этом говорят и наши исследования".

16:10. "У нас в стране принята форма ЕГЭ. Ранее это означало, что школьник должен перед получением аттестата сдать этот экзамен. Но в этом году есть изменения. Школьники получат аттестаты 15 июня только по предыдущим успехам.

Для тех, кто хочет поступать в университеты, 29 июня начнется ЕГЭ. Это будет сложная процедура, поскольку существует угроза коронавируса. Но, тем не менее, наше министерство, Роспотребнадзор уверены, что с 29 июня у нас будут возможности провести ЕГЭ.

После принятия этого решения мы организуем график приема в университет. И считаем, что к концу августа мы справимся с приемом в учебные заведения. Также мы проведем собственные экзамены и учтем все остальное: ЕГЭ, олимпиады. И 1 сентября первокурсники начнут обучение".

16:16. "В системе дистанционного образования будут задействованы облачные вычисления, анализ больших данных и применяться искусственный интеллект. Активно будут внедряться элементы виртуальной реальности". 

16:17. "Будут организованы виртуальные практикумы. Начинает развиваться система адаптивного и персонализированного образования. Когда сама система подсказывает студентам более короткий путь поиска данных и альтернативные способы решения возникших вопросов". 

16:20. "На начальном этапе участвует 2 миллиона школьников в олимпиаде для одаренных школьников. Мы определим победителей дистанционно, и они будут иметь льготы при поступлении в наши университеты. <_> Будут выделены дополнительные бюджетные места и оказана финансовая поддержка системе образования".

16:22 "Это было испытание которое несет поправки в систему образования. Но все-таки традиционная форма будет главной".

16:25. Выступает Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании Quacquarelli Symonds (QS).

Подробнее в презентации З.Зайцевой

16:26. Зоя Зайцева: "Более 60% международных студентов хотят продолжить обучение в традиционном формате, согласно проведенному нами опросу".

16:27. "Распространение вируса ударило по международной мобильности, не только студенческой, но и преподавательской".

16:29. "Поначалу студенты говорили, что вирус не повлиял на их планы обучения, но с течением времени студенты сказали, что их планы претерпели изменения". 

16:31. "Студенты в бакалавриате более гибкие и более оптимистично смотрят на онлайн-образование. Но, чем старше становится студент, тем больше он говорит, что хочет учиться в традиционном формате".

16:36. "Большинство студентов не заинтересованы в чистом онлайне". 

16:37. "Меньше половины готовы начать учиться в онлайне, но, как только это станет возможным, хотят перейти к традиционному формату".

16:37. "Для того, чтобы качественно перевести программы в онлайн, необходимо повысить их стоимость. Однако студенты считают, что онлайн обучение должно быть дешевле".

16:40. "По-прежнему большинство сайтов наших университетов отвечают требованиям дружелюбности интерфейса".

16:42. "Студенты хотят видеть ежедневную информацию на сайтах вузов о происходящем".

16:46. Выступает Бен Саутер, Senior Vice-President of Quacquarelli Symonds (QS), старший вице-президент компании Quacquarelli Symonds (QS).

16:53. Бен Саутер:"И бизнес, и студенты, и университеты должны признать, что дистанционное обучение открывает новые возможности. С этой реальностью приходится жить".

16:54. "Необходимо переработать полностью модель образования. Мы открываем новую жизнь образования в будущем. Мы станем свидетелями смерти традиционной лекции".

16:55. "Университеты должны задумываться о новом поколении учащихся, чтобы удовлетворить их потребности. Студент - это потребитель. Именно он делает выбор и решает, в каком университете ему учиться. И любой университет должен брать это во внимание. И в этот момент студент становится перед выбором, к какому формату образования он склоняется. И вузы должны принять его выбор".

16:58. Выступает Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист по философским проблемам науки и образования, член локального этического комитета Медицинского научно-образовательного центра МГУ.

17:00. Доклад спикера посвящен философии образования. 

17:03. Елена Брызгалина:"Кризис ничего принципиально нового не внес. Будет происходить актуализация тех трендов. которые возникли до кризиса".

17:07. "Необходимо связать преимущества оффлайн и онлайн-образования. Этот гибридный формат потребует научиться организовать образовательный процесс студентов из разных стран и с разными типами мотиваций". 

17:15. "Система образования будет развиваться по двум трендам: гибкости и децентрализации".

17:18. Спикеры отвечают на вопросы слушателей.

Прямая трансляция завершена! Спасибо, что были с нами!

Фото: Ольга Мерзлякова / "Научная Россия"