Астронавты выращивают на Международной космической станции кристаллы белка дардарина (LRRK2), патологическая активация которого связана с болезнью Паркинсона, сообщается на официальном сайте NASA. Изучив форму и структуру этого белка, исследователи смогут дать представление о хроническом нейродегенеративном заболевании и помочь ученым найти способы его лечения и профилактики.

Белок дардарин по-другому называется так: богатая лейцином повторная киназа 2 (LRRK2). Киназа – это фермент, который добавляет фосфатные группы от молекулы аденозинтрифосфата (АТФ) к другим молекулам во время метаболических процессов организма. Люди с болезнью Паркинсона испытывают повышенную активность LLRK2, и генетические исследования связывают мутации в гене LRRK2, который кодирует дардарин, с повышенным риском развития болезни Паркинсона. Лекарства, которые «выключают» LRRK2, находятся сейчас в стадии разработки. Однако, не понимая точной структуры этого фермента, ученые будто пытаются создать ключ к замочной скважине неизвестной формы и размеров.

Выращивание кристаллов LRRK2 на Земле затруднено и не дает образцов с достаточно высоким качеством для исследователей, чтобы определить форму и структуру белка – «замочную скважину». В космосе же кристаллы белка растут более равномерно и могут вырасти больше, чем на Земле. Ученые могут анализировать большие кристаллы, выращенные в космосе, чтобы лучше понять, как работает болезнь, и разработать лекарственные препараты – «ключи», – которые воздействуют на состояние больного более эффективно и с меньшим количеством побочных эффектов.

Это исследование (CASIS PCG 16) основано на предыдущем эксперименте, CASIS PCG 7. На этот раз команда использовала более крупные лунки для роста кристаллов, заполняла лунки во время полета и постоянно отслеживала рост кристаллов LRRK2.

[Фото: NASA]