Марсоход Curiosity нашел в горных породах на Красной планете бор — об этом отчитались в журнале Geophysical Research Letters сотрудники Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) под руководством постдока Патрика Гасда (Patrick Gasda). Наличие на Марсе этого химического элемента теоретически увеличивает вероятность зарождения на планете жизни земного типа. Подробности рассказывает сайт Science Daily.

Curiosity нашел бор в минеральной жиле сульфата кальция в кратере Гейла. Это означает, что бор присутствовал в марсианских грунтовых водах. Уже установлено, что грунтовые воды в этом месте когда-то имели температуру 0-60°C и представляли собой по уровню Ph нейтральную или слабощелочную среду (что также вполне подходит для существования жизни).

Открытие было сделано с помощью установленного на марсоходе сканирующего лазера ChemCam (от слов «химия» и «камера»), созданного совместно учеными из Ло-Аламоса и Французского космического агентства.

Бор играет важную роль в стабилизации полисахаридной структуры РНК (рибонуклеиновой кислоты) — одной из ключевых молекул, которая есть у всех живых организмов. Работа в «связке» с ДНК, РНК обеспечивает считывание зашифрованной в генах информации и синтез на ее основе белков, а это основа жизни и развития любого живого существа.

Таким образом, наличие на Красной планете бора теоретически увеличивает шансы на то, что там когда-то могла зародиться жизнь.

«Соединения бора — один из возможных "мостиков" между простыми органическими молекулами и РНК. А без РНК нет жизни, — объяснил ведущий автор исследования. — Присутствие бора говорит нам о том, что если на Марсе была органика, такие химические реакции могли произойти».

Примечательно, что возраст отложений, в которых был обнаружен бор, ученые оценивают в 3,8 млрд лет. Это позже, чем, по современным представлениям, жизнь зародилась на Земле.

Стоит отметить, что бор еще в 2013 году был обнаружен в марсианском метеорите, залетевшим в Антарктиду. Однако непосредственно на Красной планете этот важный элемент найден впервые.

Напомним, ранее в этом году межпланетная автоматическая исследовательская станция ESA Mars Express передала на Землю подробное изображение кратера, структура поверхности которого указывает на протекавшую здесь когда-то воду. Некоторые последние реконструкции показывают, что на Марсе действительно некогда могла быть жидкая вода, благодаря парниковому эффекту.

[Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS]