Анализ ДНК показывает, что предки обыкновенных домашних и диких «городских» голубей, ныне вымершие во многих частях мира, все еще живут на островах в Шотландии и Ирландии, сообщает Оксфордский университет. Открытие биологов описано в журнале iScience.

В древности человек приручил дикого сизого голубя (Columba livia) – и вывел домашнего голубя (Columba livia var. domestica). Позже эти птицы «сбежали», одичали и поселились в городах – стали синантропными птицами (Columba livia var. urbana). В естественной же среде обитания сизый голубь гнездится в морских пещерах и горных районах.

Голубей-синантропов мы встречаем на улицах каждый день, а вот число их предков, чьей родиной считается Африка, Азия и Европа, сильно сократилось по всему миру.

В настоящее время голуби Columba livia сохранились только в небольших реликтовых популяциях, где «одичавшие» голуби еще не смогли колонизироваться. Фактически, из-за скрещивания Columba livia и Columba livia var. urbana и их полученных гибридов многие орнитологи считают, что по-настоящему диких сизых голубей не осталось. Однако в некоторых местах все еще есть потенциальные колонии, в том числе в Европе, на Фарерских островах, в некоторых частях Средиземного моря и в некоторых частях Шотландии и Ирландии.

Исследователи изучили популяции птиц, которые считаются дикими сизыми голубями, в Шотландии и Ирландии. Команда взяла образцы перьев птиц для анализа ДНК. Секвенировав ДНК, они смогли показать различия между одичавшими голубями и «настоящими» сизыми голубями, а также измерить степень скрещивания между двумя формами этого вида.

Результаты подтвердили, что сизые голуби Великобритании и Ирландии произошли от неодомашненной линии, от которой произошли все дикие и домашние голуби, с разной степенью скрещивания. Сизые голуби на Оркнейских островах очень сильно смешались с одичавшими голубями и превратились в гибридов. Напротив, сизые голуби на Внешних Гебридских островах почти не подвержены влиянию одичавших голубей.

В широком контексте сохранения видов более глубокое понимание «вымирания в результате гибридизации» поможет предотвратить исчезновение многих других растений и животных, таких как, например, шотландская дикая кошка.