Биологи из Университета Флориды и Нью-Йоркского университета (США) определили, что муравьиные королевы значительно увеличивают выработку инсулина, что способствует развитию яиц. Но матки также вырабатывают блокатор инсулина, который замедляет процесс старения, передает EurekAlert!. Результаты работы представлены в журнале Science.

Муравьиная матка – или королева – яйцекладущая особь в муравьином гнезде. Несмотря на то что она отвечает за размножение, они может жить в пять, 10, а то и в 30 раз дольше, чем их генетически идентичные рабочие сестры. Дело в том, как выяснили ученые, что королевы используют систему двойного контроля над инсулином – гормоном, контролирующим обмен веществ, который во многом объясняет компромисс между размножением и продолжительностью жизни.

Исследователи наблюдали за муравьями Harpegnathos saltator – хищными прыгающими муравьями. Когда их королева умирает, оставшиеся рабочие соревнуются, чтобы решить, какие муравьи станут новыми псевдокоролевами, способными откладывать яйца. Псевдокоролевы проживают дольше, но этот процесс также обратим, если они сталкиваются с настоящей королевой. Это дало исследовательской группе идеальную систему для изучения того, как можно «включать» и «выключать» механизмы старения у муравьев.

Команда обнаружила, что псевдокоролевы производят гораздо больше инсулина. Это логично: инсулин помогает преобразовывать пищу в энергию, а размножение — энергоемкий процесс. Но инсулин обычно сокращает продолжительность жизни, а у этих яйцекладущих самок продолжительность жизни намного выше.

Оказалось, что псевдокоролевы используют дополнительный уровень контроля в виде блокатора инсулина – Imp-L2, который вырабатывается недавно активными яичниками. Этот блокатор инсулина замедляет ту часть пути инсулина, которая обычно ответственна за ускорение процесса старения, но оставляет нетронутой сторону передачи сигналов инсулина, стимулирующую размножение.

Авторы работы надеются, что это открытие позволит лучше понять процесс старения у других животных.

[Фото: Hua Yan]