Биологи из университета Хоккайдо обнаружили, что муравьи вида Lasius japonicus поддерживают постоянное соотношение красных и зеленых тлей вида Macrosiphoniella yomogicola в принадлежащих им «стадах»: 35 к 65. Зеленые тли — «слабая» морфа, ее обычно вытесняет красная. Однако муравьи искусственно повышают их шансы на размножение. Научная статья опубликована в журнале Scientific Reports.

У тлей Macrosiphoniella yomogicola существует две морфы (т.е. сильно различающихся внешне насекомых) — зеленая и красная. Обычно красные крупнее и размножаются активнее зеленых. Поэтому в природе популяция тлей этого вида обычно состоит либо из зеленых, либо из красных насекомых. Появившись среди зеленых, красные быстро вытесняют их. Но муравьи в своих стадах Macrosiphoniella yomogicola держат и красных, и зеленых особей в соотношении 35:65, каким-то образом помогая зеленым тлям размножаться не реже красных. Без воздействия со стороны муравьев в смешанных группах быстро остаются только представители более сильной красной морфы.

Судя по результатам предыдущих исследований, Lasius japonicus предпочитают сладкие выделения зеленых тлей, чем красных. Однако в таком случае непонятно, почему бы не оставить только более «вкусных» насекомых, а от других вовсе избавиться. Точного ответа на этот вопрос нет, но авторы исследования предполагают, что красные тли каким-то образом оптимизирую физиологию поедаемых ими растений так, чтобы те обеспечивали насекомых обилием пищи круглый год.

[Иллюстрация: Watanabe S. et al., Scientific Reports]