Мумия эпохи инков времени рассказывает об индейцах доиспанской Америки

Ученые проанализировали митохондриальную ДНК 7-летнего мальчика, которого принесли в жертву около 500 лет назад в районе горы Аконкагуа (Аргентина). Оказалось, она относится к редчайшей на сегодняшней день гаплогруппе C1bi и по мнению исследователей это г

Группа ученых из Испании, Германии и Аргентины под руководством Антонио Саласа (Antonio Salas) из университета Сантьяго-де-Компостела (Испания) проанализировала останки 7-летнего мальчика, который погиб около 500 лет назад во время инкского ритуала. Как оказалось, митохондриальная ДНК ребенка содержала в себе крайне редкую на сегодняшней день гаплогруппу C1bi. Результаты своего анализа ученые опубликовали в журнале Scientific Reports, коротко о работе сообщает Science.

Мумифицированное тело так называемого «мальчика с Аконкагуа» — самой высокой горы в Южной Америке, на территории современной Аргентины, — было найдено в 1985 году на высоте примерно 5300 метров. По мнению исследователей, ребенок был принесен в жертву примерно 500 лет назад, во время правления инков, и является одной из жертв ритуала капакоча, когда специально выбранных детей отводили в горы в отдаленной местности и там либо убивали, или оставляли умирать. Благодаря крайне холодному и сухому климату высокогорья тело мальчика с Аконкагуа прекрасно сохранилось, что позволило команде Антонио Саласа провести генетическое исследование и выделить митохондриальную ДНК. В качестве материала ученые выбрали ткани из легкого мальчика, поскольку это уменьшало вероятность загрязнения образцами ДНК людей, которые обнаружили тело.

В результате ученые выяснили, что мальчик имел очень редкую на сегодняшний день вариацию гаплогруппы C1b – C1bi. Хотя C1b является довольно распространенной гаплогруппой среди индейского населения Южной Америки, вариант C1bi был до этого момента зафиксирован только у 4 человек: 3 современных жителей Боливии и Перу (в том числе у двух индейцев аймара) и одного жителя империи Уари (ок. 1000-1460 н.э.). По мнению ученых это свидетельствует о том, насколько изменился состав населения после прихода европейцев, поскольку крайне маловероятно, что в жертву был выбран именно носитель и на тот момент редкой гаплогруппы. Изменение состава населения, скорее всего, было связано прежде всего с завезенными завоевателями болезнями, от которых вымерло до 90% индейского населения.

Также Антонио Салас сообщил, что гаплогруппа C1b, по-видимому, возникла примерно 18 тысяч лет назад у первых жителей Американкого континента, а вариант C1bi появился около 14 тысяч лет назад. В дальнейшем ученый планирует продолжить расшифровку генома мальчика с Аконкагуа, а также, возможно, благодаря тому, что тело мальчика содержит также остатки окружавших его микроорганизмов, попытается понять, какие болезни были распространены в то время.

Кстати, о происхождении людей, живших совсем в другой части света, — в Китае — недавно рассказали китайские ученые. Они расшифровали геном таримских мумий —оказалось, что он имел смешанное происхождение.

археологические находки инки мумии ритуал капакоча ритуалы