Китайские археологи и генетики под руководством доктора Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Научно-исследовательского центра археологии (Research Center for Chinese Frontier Archaeology) в Цзилиньском университете (г. Чанчунь, КНР) провели огромную работу по анализу генетической информации так называемых таримских мумий — захоронений раннего бронзового века с удивительно хорошо сохранившимися чертами лица и волосами. Последние результаты их исследований опубликованы в текущем номере журнала BMC Genetics.

Полученные ими данные могут позволить историкам сделать большой шаг в понимании того, как расселялись индоевропейцы — носители языка-предка многих современных европейских языков, таких как английский, фарси и русский.

Таримская впадина, расположенная в северо-западной части современного Китая, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, а в древности бывшая частью древнего Шелкового пути, сыграла значительную роль в истории миграций людей и культурных коммуникаций между Европой и Азией. Однако до сих пор наше представление о том, что именно там происходило и в какой период, довольно расплывчато. Между тем именно здесь может таиться ответ на целый ряд вопросов о том, как происходили контакты между Западом и Востоком в древние времена.

Чтобы понять, почему именно в Таримской впадине возможны находки мумифицированных останков большой древности, надо представить себе ее географию и климат. Большую часть Таримской впадины занимает сейчас пустыня Такла-Макан, а когда-то по ней протекала река — но это было еще до заселения этой местности людьми. К раннему бронзовому веку, когда пришли люди, климат уже был засушливым, а жизнь в результате — довольно тяжелой. В течение 2 тысяч лет жить становилось все труднее, примерно к 400 году н. э. река и озера окончательно высохли, и те, кто населял эти места, отсюда ушли. Во времена Шелкового пути караваны старались обойти этот неприветливый район стороной, по северным или южным его границам.

Сочетание сухого воздуха пустыни и подсоленной почвы обеспечило удивительную сохранность биологическим остаткам. Раскопки позволили обнаружить большое количество мумифицированных человеческих останков, с сохранившейся кожей и волосами, а также одеждой и прочими окружавшими погребенных людей вещами. Анализ древнейших мумий, проведенный в Пекинском университете (КНР), показал возраст 3980 лет. Можно также напомнить, что именно здесь немецкими археологами в прошлом году были найдены древнейшие сохранившиеся штаны, — возрастом более 3000 лет, — а также желтые куски биологического материала, которые признали остатками сыра.

О находках мумий на этой территории археологи начали сообщать еще в начале XX века. Кладбище Сяохэ (Маленькая Река №5), древнейшее из обнаруженных в Таримской впадине захоронений, было впервые исследовано в 1934 году шведским археологом Фольке Бергманом (Folke Bergman), а потом опять забыто. С 2000 года, после того как захоронение было снова обнаружено посредством спутниковой археологии (с помощью снимков из космоса), китайские археологи активно взялись за этот некрополь — в 2003–2005 годах на Сяохэ проводились раскопки, давшие удивительные результаты. Данные синьцзян-уйгурских археологов обрабатывал Виктор Майер (Victor Mair), профессор-китаист из Пенсильваннского университета (США), и именно ему в соавторстве со специалистами-генетиками принадлежат первые генетические данные относительно так называемых таримских мумий.

В пятом слое захоронений этого некрополя найдено около 200 расписанных черно-красными рисунками столбов, похожих на весла. Под каждым из них оказались перевернутые вверх дном лодки. Под лодками и были обнаружены мумии. Любопытно, что рядом с некрополем не удалось найти ни одного поселения — вероятно, это означает, что люди приплывали издалека на лодках тогда, когда здесь были озера и река.

Но самое интересное — таримские мумии имеют белую кожу и европеоидные черты лица. Отсюда возникла идея, что древнейшие обитатели этих мест пришли с Запада. В качестве базовой гипотезы предполагается при этом, что они говорили на одном из древнейших индоевропейских языков — тохарском. Впрочем, записи на тохарском найдены восточнее и значительно позже, в районе III–VIII века н. э. Вопрос в том, насколько те люди, что жили в бронзовом веке в Таримском бассейне, были индоевропейцами и откуда они пришли.

В 2007 году генетик из Фуданьского университета (КНР) Ли Цзинь (Li Jin) после анализа ДНК показал, что генетические маркеры указывают на происхождение таримских мумий из Восточной Азии. Но уже в 2010 году все та же группа китайских ученых д-ра Чжоу из Цзилиньского университета представила первые данные собственных генетических анализов этих мумий (результаты опубликованы в журнале BMC Biology). Статья в BMC Genetics — естественное продолжение тех же исследований.

В ДНК человеческих остатков, раскопанных в Таримской впадине, они проанализировали тип Y-хромосом (передающиеся по мужской линии) и митохондриальных ДНК (mtDNA, передающиеся по женской линии). Полученные данные позволяют судить о том, что происхождение таримских мумий — смешанное: европейское и сибирское. У всех проанализированных мужчин Y-хромосомы оказались характерны для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, при этом они очень редко встречаются в Китае (гаплогруппа R1a1a).

Митохондриальные ДНК у женщин также указывают на восточно- и западноевроазиатское происхождение (гаплогруппы С, H и K). Группа доктора Чжоу пришла к выводу, что смешанное население заселяло Таримский бассейн уже в раннем бронзовом веке (для этого региона период 2000–1400 лет до н. э.), то есть что восточные (сибирские) и западные племена, заселившие Таримский бассейн, успели объединиться до своего появления в этих пустынных местах. Генетические маркеры могут указывать, к примеру, на древнее смешение индоевропейских племен с населением Сибири где-нибудь в районе Алтая, откуда те уже могли прийти в Такла-Макан.