Новое исследование показало, что талантливые собаки могут выучить новые слова, услышав их всего четыре раза, - пишет new.eurekalert.org со ссылкой на Scientific Reports.
Исследовательская группа проекта «Семейные собаки» на кафедре этологии Университета Этвеша Лоранда в Будапеште изучает исключительно талантливых собак, которые, видимо, учат слова без какого-либо формального обучения, а в процессе игры со своими хозяевами в обычных условиях.
Новое исследование, только что опубликованное в Scientific Reports, дало удивительные результаты по поводу того, насколько быстро одаренные собаки могут учить новые слова. В этом эксперименте участвовали две одаренные собаки, бордер-колли по кличке Виски из Норвегии, уже известная своими навыками спонтанной категоризации, и йоркширский терьер по имени Вики Нина из Бразилии. Проверялась их способность выучить новое слово, услышав его всего четыре раза.
Хотя естественно думать, что собаки, как и человеческие дети, изучают слова в основном в социальном контексте, предыдущие исследования проверяли способность талантливых собак узнавать имена объектов во время выполнения задания, основанного на исключении. В такой задаче собака столкнулась с установкой, в которой присутствовали семь знакомых, уже названных игрушек для собак, а также одна новая, и была проверена его способность выбирать новый объект, услышав новое имя.
«Мы хотели знать, при каких условиях одаренные собаки могут выучить новые слова. Чтобы проверить это, мы познакомили Виски и Вики Нину с новыми словами в двух разных условиях, - объясняет Клаудиа Фугацца, первый автор исследования, - в процессе задачи, основанной на исключении, и в игровом социальном контексте со своими хозяевами. Важно отметить, что в обоих условиях собаки слышали название новой игрушки только 4 раза».
В задаче на основе исключения собаки показали, что они могут выбрать новую игрушку, когда их владелец произносит новое имя, подтверждая, что собаки могут выбирать путем исключения, то есть исключая все другие игрушки, у которых уже есть имя, и выбирая единственную, у которой нет. Однако название игрушки они узнали не так. Фактически, при проверке их способности распознавать игрушку по ее имени, поскольку это было сопоставлено с другим, столь же новым именем, собаки потерпели неудачу.
Другое условие, социальное, когда собаки играли со своими хозяевами, которые произносили название игрушки во время игры с собакой, оказалось успешным способом выучить название игрушки, даже услышав его всего 4 раза. Виски и Вики Нина смогли выбрать игрушки по их именам, когда они выучили их таким образом.
«Такое быстрое обучение похоже на то, как человеческие дети приобретают свой словарный запас в возрасте 2-3 лет», - комментирует Адам Миклоши, глава отдела этологии и соавтор исследования.
Чтобы проверить, будет ли большинство собак учить слова таким образом, другие 20 собак были протестированы в тех же условиях, но ни одна из них не показала никаких доказательств того, что они заучивают имена игрушек, подтверждая, что способность быстро учить слова при отсутствии формального обучения очень редко и присутствует только у некоторых одаренных собак.
Однако Виски и Вики Нина очень быстро забыли названия предметов. В то время как в первом тесте, проведенном через пару минут после прослушивания названий игрушек, собаки были успешными, они не преуспели в большинстве тестов, проведенных через 10 минут и 1 час.
Чтобы узнать больше о количестве слов, которые одаренные собаки могут выучить за короткий промежуток времени, исследователи из Университета Этвеша Лоранда также недавно запустили проект Genius Dog Challenge, который стал вирусным в социальных сетях.
Вики Нина, к сожалению, тем временем скончалась и не смогла
принять участие в Genius Dog Challenge. Виски участвует в нем
вместе с другими пятью талантливыми собаками, которых ученые
нашли по всему миру за последние два года поисков.
[Фото: new.eurekalert.org]