В Министерстве науки и высшего образования РФ разработали новую процедуру проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. Она упростит аккредитацию, сделает прозрачными ее критерии и сократит нагрузку на университеты. А также оптимизирует трудозатраты, связанные с ее регулярным проведением.

С 1 марта 2022 года в силу вступают изменения в Федеральный закон «Об образовании». Согласно им, аккредитационные показатели, утвержденные приказом Минобрнауки России по согласованию с Рособрнадзором, будут учитывать особенности оценки образовательной деятельности с учетом качественных и количественных показателей.

Отныне качество образования будет оцениваться, в том числе, по доле преподавателей с учеными степенями или званиями, доле трудоустроившихся за год выпускников, доле успешно выполнивших диагностические работы студентов и другим показателям.

Также аккредитационные показатели будут учитывать особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных программ. Каждый из них будет иметь свой вес и градацию начисления баллов.

Кроме этого, аккредитация станет бессрочной, но для постоянного и систематического наблюдения за качеством обучения будет вестись аккредитационный мониторинг.

По мнению специалистов, новая модель аккредитации ставит перед вузом ясные цели, определяет траекторию развития.

«При этом вузам не придется придумывать ничего ненужного. Все показатели реально существующие и поддаются объективному измерению. Новая модель позволит составить определенный минимум требований, необходимый для работы учебного заведения и гарантирующий предоставление студентам качественного образования», - считает Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ).

Приказ Минобрнауки вступит в силу 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 сентября 2024 года.