Экспедиция привезет микробов со дна Атлантического океана

Ученые рассчитывают, что находки позволят лучше понять, как зародилась жизнь на Земле и, возможно, на других планетах.

Международная экспедиция 26 октября отправится в Атлантический океан для поиска образцов микробов, живущих на большой глубине. Ученых интересует подводная гора высотой 4 километра, — Массив Атлантис, — где они рассчитывают найти организмы, проливающие свет на возникновение жизни на Земле и потенциал для существования жизни на других планетах. О будущих исследованиях рассказывает BBC News.

Ученые будут использовать новые виды буров, разработанные в Германии и Великобритании, чтобы добраться до слоев на 80 метров ниже морского дна. Эти буры оборудованы камерами, чтобы сразу отправлять получаемые снимки наверх.

Они планируют детально изучить процесс серпентинизации — трансформации веществ, поднятых из мантии. Этот процесс происходит вдоль всего Срединно-Атлантического хребта — цепь образований тянется к центру океана, где уже образуется новая кора. Скалы, содержащие железо и магний, реагируют здесь с морской водой, производя такие газы, как водород и метан. И эта химия может способствовать метаболизму простейших организмов.

В 2000 году экспедиция обнаружила огромные башни из карбонатов на одной стороне Атлантического массива, созданные горячими щелочными водами при серпентинизации. В этом районе ученые обнаружили одноклеточные организмы, известные как археи. Сейчас они планируют пробурить собственно саму скалу, чтобы найти разные виды существующих там микробов и понять, как они функционируют.

Ученые предполагают, что жизнь на Земле зародилась когда-то именно в таких экстремальных условиях, в местах, где скалы из вещества мантии встретились с океаном. Этот же процесс может быть основным для появления жизни на других планетах, в частности эта версия сейчас проверяется на спутнике Сатурна Энцеладе.

атлантический океан микробы серпентинизация