Микробы могут значительно влиять на геологические процессы Земли

Микробиологи из Университета Теннесси (США) выяснили, что микробы играют большую роль – почти такую же, как вулканы, – в геологических процессах, в результате которых углерод переносится с поверхности земли на глубину.

Микробиологи из Университета Теннесси (США) выяснили, что микробы играют большую роль – почти такую же, как вулканы, – в геологических процессах, в результате которых углерод переносится с поверхности земли на глубину, сообщает портал EurekAlert! со ссылкой на Университет Теннесси. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

«Мы обычно думаем о геологии как о чем-то, что происходит независимо от жизни, и жизнь просто приспосабливается к геологии, – говорит Карен Ллойд (Karen Lloyd), доцент кафедры микробиологии в Университете Теннесси и старший автор исследования. – Но мы обнаружили, что микробы могут влиять на основные геологические процессы, происходящие сегодня на Земле».

В земле содержится огромное количество углерода – даже больше, чем в атмосфере или в океанах, согласно оценкам ученых. Часть этого углерода медленно высвобождается из горных пород в виде СО2 (углекислого газа) через вулканы и горячие источники, это является важной частью природного круговорота углерода. При этом вулканы выбрасывают в атмосферу даже больше углекислоты, чем человек. Микробы же, как оказалось, могут немножко задержать этот выброс.

Исследователи смогли сделать такой вывод, изучив зону субдукции Коста-Рики – место, где дно океана (иначе: океаническая кора) погружается под континентальную плиту. Результаты показали, что микробы поглощают и задерживают небольшое, но измеримое количество углерода, «тонущего» в траншее у побережья Тихого океана в Коста-Рике. Микробы также могут участвовать в химических процессах, которые вытягивают еще больше углерода, оставляя цементоподобные «вены» минерала кальцита в коре.

Неожиданные результаты имеют важное значение для оценки того, сколько углерода перемещается с поверхности Земли в ее внутреннюю часть, особенно в геологических временных масштабах. Исследование является частью проекта Subduction Биологической обсерватории Deep Carbon Meets.

На изображении команда исследователей находится у Ирасу – действующего вулкана в Коста-Рике.

[Фото: Tom Owens]