Мигрирующие летучие мыши настраивают свой «внутренний компас» по закату

Эксперимент с зеркалом показал, что мигрирующие летучие мыши ориентируются по заходящему солнцу, чтобы не заблудиться во время ночного перелета.

Эксперимент с зеркалом показал, что мигрирующие летучие мыши ориентируются по заходящему солнцу, чтобы не заблудиться во время ночного перелета, пишет EurekAlert!. Причём эта способность не передается: молодые летучие мыши, впервые мигрирующие, должны сами понять, какую важную роль играет солнечный диск, закатывающийся за горизонт, для того, чтобы они могли ориентироваться ночью. Результаты опубликованы в журнале Current Biology.

Эксперимент, который разработали ученые из Институте зоологии и исследования диких животных им. Лейбница (Берлин) и провели вместе с коллегами из Латвии и Великобритании, проходил в два этапа. На первом этапе нескольких летучих мышей вида Siprano pipistrelle (Pipistrellus pygmaeus) случайным образом распределили на две группы. С наступлением темноты во время их миграции одна группа могла наблюдать естественный закат на латвийском берегу Балтийского моря. Другая группа, однако, наблюдала за заходом солнца через большое зеркало, которое «поворачивало» направление естественного заката ровно на 180°. Вторая группа не могла наблюдать за настоящим закатом: боковые стенки клеток, в которых держали летучих мышей, были заклеены темным скотчем. Позднее ночью животных обеих групп увезли с берега Балтийского моря и переместили вглубь страны.

На новом месте начался второй этап эксперимента. На лесном лугу одну летучую мышь за другой выпускали удаленно из специально разработанной круглой «коробки выпуска». С помощью этой рамки можно было записать то самое направление, в котором улетела мышь. Результаты показали, что группа, которая смотрела на солнце в зеркало, улетала в направлении, противоположном тому, что выбирала контрольная группа. К тому же, все молодые летучим мыши выбирали направление «наобум»: это говорит о том, что они ещё не научились настраивать свой «внутренний компас».

[Фото: Christian Giese]