МГУ имени М.В. Ломоносова вошёл в предметный рейтинг Times Higher Education по специальностям «Науки о жизни» (LifeSciences) и «Клиническая, преклиническая медицина и здравоохранение» (Clinical, Preclinical and Health) и занял лидирующую позицию среди отечественных вузов. Ректор МГУ, академик Виктор Садовничий объяснил успех университета стремительным развитием медицинского образования и науки и достижениями биологического мегапроекта «Ноев Ковчег».

«Московский университет в очередной раз признали лучшим образовательным центром России по «Наукам о жизни». Это стало возможным благодаря достижениям мегапроекта «Ноев Ковчег». Мегапроект «Ноев Ковчег» объединяет 10 факультетов, занимающихся науками о жизни. За последние два года участники проекта организовали более 100 экспедиций, описали более 200 новых видов живых организмов и опубликовали более 700 работ в рецензируемых научных журналах. Кроме того, благодаря проекту в МГУ создали новые лаборатории, оснащённые передовым оборудованием, — сказал Виктор Садовничий.

«Мы также впервые вошли в рейтинг по медицине, которая в МГУ возродилась лишь 25 лет назад, а сейчас наши факультет фундаментальной медицины и Медицинский научно-образовательный центр занимаются широчайшим спектром самых актуальных проблем: изучают молекулярные механизмы регенерации клеток, причины нейродегенерации в ЦНС при болезни Альцгеймера, а также разрабатывают системы персонализированной медицины», — отметил ректор МГУ Виктор Садовничий. Современное медицинское оборудование, установленное в медцентре, в профессиональных руках врачей МГУ уже в ближайшем будущем позволит нам занять передовые мировые позиции в развитии таких медицинских подходов, как наномедицинские и клеточные технологии, создание лекарств последнего поколения, магнитно-резонансная и протонно-эмиссионная томографии, ургентная и восстановительная телемедицины».

Медицинское образование появилось ещё в 1758 году, однако в 1930 году Медицинский факультет Московского университета отделился от МГУ и преобразовали в Первый медицинский институт. Лишь в 1992 году в МГУ учредили факультет Фундаментальной медицины. В этом году медики МГУ отмечают 25-летие возвращения медицинского образования.

Кроме вошедшего по направлению «Науки о жизни» в ранг 101-125, в список попали СПбГУ с рангом 201-250 и КФУ с рангом 401-500. По направлению «Клиническая, преклиническая медицина и здравоохранение» вошли лишь два российских вуза: МГУ присвоили ранг 201-250, а СПбГУ — 401-500.

Проект «Ноев Ковчег»:

МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Российского научного фонда запустил глобальный междисциплинарный проект – национальный банк-депозитарий живых систем. Над проектом совместно трудятся 10 факультетов, а их деятельность разбита на 5 направлений: «Животные», «Растения», «Микроорганизмы и грибы», «Биоматериал человека» и «Биологическая информация».

За 2 года проект достигли немалого: программисты создали информационную систему, представляющую коллекции биоматериала в режиме онлайн, учёные опубликовали несколько сотен статей, открыли новые лаборатории и криохранилища.

Животные

Направление «Животные» объединяет специалистов разных направлений. В рамках проекта герпетологи нашли эволюционную родину лягушек и пути их расселения по миру; энтомологи открыли новые виды хищных мух, генетики прочитали последовательности ДНК птиц, привезённых Пржевальским. В их арсенале самые современные секвенаторы и лаборатория исторической ДНК, позволяющая реконструировать ДНК мамонта.

Растения

Ботаники создали крупнейшую среди всех университетов мира цифровую коллекцию сухих растений. Палинологи ежедневно проверяют, какая пыльца летает в московском воздухе, и предупреждают аллергиков о начале опасного сезона. Физиологи растений создали криобанк для сохранения меристем и культур клеток растений.

Микроорганизмы и грибы

Науке известно не более 1% микробов, обитающих на Земле. В рамках направления «Микроорганизмы и грибы» учёные ищут новые виды микроорганизмов как в московских лужах, так и в кишках тропических многоножек, выводят культуры, создают коллекции, изучают их биохимические свойства и раскрывают биотехнологический потенциал объектов. Например, микроводоросли в скором будущем можно будет использовать для производства органического топлива.

Биоматериал человека

Фундаментальная медицина – путь в будущее без болезней и старости. Учёные уже создали «клеточную палату мер и весов» с эталонными живыми клетками человека, которые хранят в парах жидкого азота. Активно пополняются коллекции ДНК здоровых людей и пациентов с редкими генетическими заболеваниями. Медики также разработали клеточный пластырь, который восстанавливает ткани сердца после инфаркта.

Биологическая информация

Геномные технологии переходят из научно-фантастических идей в нашу реальность. Задача направления – собрать, структурировать и проанализировать информацию на разных уровнях: от клетки до биоценозов. С помощью «молекулярного штрихкодирования» учёные следят за судьбами потомков единой клетки в организме, анализ больших данных позволяет выявить существующие риски для биоразнообразия, математическое моделирование — «проектировать» биологически активные молекулы для производства лекарств. И всё это — «Биологическая информация».