Механизм выделения главных признаков понятий и его связь с речью

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета изучили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они определили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.

Исследование опубликовали в журнале «Психологические исследования». Благодаря существованию речи человеческое мышление может функционировать с помощью абстрактных знаков. Словесные конструкции разной степени абстрактности позволяют картине мира одного человека стабилизироваться и синхронизироваться с картиной мира другого. Это дает людям возможность совместно принимать решения и выполнять разнообразные задачи.

При этом образные структуры по-прежнему присутствуют в нашем мышлении на правах альтернативного «языка», позволяющего собирать с помощью слов воедино разобранные компоненты мысли. Другими словами, мышление осуществляется на двух «языках»: словесно-логическом и образном. Первый — больше про операции анализа, второй — синтеза. Полноценный перевод с одного «языка» на другой, без потерь содержательно важных единиц мысли важен для успешного и продуктивного мышления.

Аспирант кафедры общей психологии СПбГУ Надежда Новиковская рассказывает:

«В основе нашего исследования лежал вопрос — как работа словесно-логического языка влияет на точность создаваемого мышлением образа В качестве стимульного материала мы использовали конкретные и абстрактные понятия».

Психологи просили респондентов вербализовать значение нескольких заранее отобранных понятий, написав к ним короткие эссе или дав им письменные определения. Эксперимент должен был активировать словесно-логический «язык» мышления. Для того чтобы привести в действие образный «язык», они просили участников изображать понятия с помощью пиктограмм (знаков, отображающих важнейшие узнаваемые черты предмета). Участники были разделены на несколько групп, различающихся порядком выполнения заданий: пиктографирование и написание определения или эссе.

В результате исследования выяснилось, что что вербализация не улучшает качество изображений, а пиктографирование не помогает написанию более точных текстов. 

По мнению авторов исследования, это может объясняться тем, что мы живем в эпоху «мемов» и «сторис» и привыкли обрабатывать готовый визуальный контент. При этом создание собственного контента превратилось в сложную и непривычную для большинства задачу.

По словам доцента кафедры СПбГУ Ольги Щербаковой, абстрактные понятия «живут» среди себе подобных, их активация связана с работой мышления на более высоких уровнях обобщения, поэтому их понимание происходит более эффективно.

«Ошибки, мешающие нам жить, прячутся в наших самых привычных и знакомых мыслях. А выражение "увидеть в новом свете" — на самом деле про то, что смена контекста помогает нам обнаружить нечто важное, чего мы раньше не замечали», — дополнила Ольга Щербакова.