Маркиз де Лаплас был настоящий «человек-оркестр». Он писал работы в области небесной механики, дифференциальных уравнений, приложил руку к созданию теории вероятностей, усовершенствовал разделы чистой и прикладной математики, а также астрономию. В профессиональном сообществе его признавали и поддерживали. Лаплас входил в состав шести академий наук, в том числе Петербургской, а также был членом Географического общества. Если вы бывали на Эйфелевой башне, то могли видеть его имя на стенах первого этажа. Помимо роли ученого он взял на себя роль выдающегося масона и слыл в своем кругу мастером Великого востока Франции. Подробнее о жизни знаменитого ученого читайте в нашем материале.

Первая работа

23 марта 1749 года в семье зажиточного крестьянина, который некоторое время даже занимал должность мэра небольшого городка, родился мальчик по имени Пьер-Симон. Он выучился в школе при монашеском ордене и с помощью богатых соседей отправился на юг Франции поступать в университет в городе Кан. Спустя год он пишет свою первую научную работу и посылает ее в Турин, но опытные ученые пересылают работу в столицу, и студента приглашают в Париж. Лаплас делится своими сочинениями с известным механиком и математиком д’Аламбером, который помогает ему устроиться на должность преподавателя в Военную академию.

Устойчивость планет

Лапласа привлекала Солнечная система, и не давал покоя вопрос об устойчивости планет в ней. В то время это считалось главной проблемой небесной механики. Молодой ученый принял смелое решение: доказать через математический анализ, что планеты имеют устойчивое положение в Солнечной системе, несмотря на временные колебания. Более того, Лаплас высчитал их среднее расстояние от Солнца. Позже выяснились некоторые недочеты этого исследования, однако молодой ученый был принят помощником  (адъюнктом) в Парижскую Академию наук.

Метрическая система

Здесь уже в статусе полноценного члена Академии наук он познакомился с абитуриентом Наполеоном Бонапартом. В постреволюционном будущем он будет любим новой властью не только за свои рабочие заслуги, но и за свою историю личностного роста от крестьянина до ученого Академии наук. Он войдет в комиссию по разработке новой метрической системы. В 1795 году именно он предложил сделать метр основной единицей измерения длины.

Небесная механика

Политические неурядицы, связанные с якобинским террором 1793-1794 гг., вынуждают Лапласа пойти преподавать в совсем еще новую Нормальную школу (педагогический институт). Компанию ученому составил известный математик Лагранж. Параллельно исследователь продолжает работать над своими трудами и весьма плодотворно. В 1796 году выходит «Изложение системы мира» - труд, известный ярким и образным языком без лишних формул и усложнений. Эта работа переиздавалась при жизни автора 4 раза и была переведена на различные языки. Позже выходят первые два тома «Небесной механики», где не только устанавливается этот термин, но и описываются движения планет, их формы и теория приливов. Работа над этим произведением шла около 26 лет. Главный труд всей жизни ученого оправдал свои ожидания, он стал незаменимой книгой астрономов на долгие годы.

Космогоническая гипотеза

В третьем томе «Небесной механики» Пьер-Симон Лаплас выдвигает космогоническую гипотезу, основанную на гипотезе Канта. Астроном предположил, что Солнечная система сформировалась из облака горячего газа, который сжимался по мере остывания и распадался на сгустки. Самый крупный кусок – Солнце, а те, что поменьше  — планеты Солнечной системы. Иммануил Кант полагал, что Солнце возникло из холодного пылевого облака невероятного размера, а конденсат от этого облака образовал планетную систему. Однако эта теория не была поддержана в дальнейшем, так как она не отвечала на ряд основополагающих вопросов: нет объяснения дифференциации состава планет, а также вращению небесных тел. Гипотеза Лапласа тоже не подтвердилась, однако благодаря работам Роша  периодически упоминалась в астрономических трактатах. Так или иначе, каждая из этих гипотез имеет историческое значение и показывает, как развивались представления о мире.

Признание императора

Наполеон Бонапарт любил и ценил Пьера-Симона Лапласа. Он удостоил его титула графа и наградил всеми возможными орденами в государстве. Шесть недель Лаплас пробыл на должности министра внутренних дел, однако эта попытка не увенчалась успехом, и ученый занял пост сенатора. После реставрации Бурбонов Лаплас сменил имперский титул графа на маркиза и стал членом палаты пэров.

Научное наследие

В возрасте 63 лет Лаплас написал свою последнюю работу «Аналитическая теория вероятностей». Здесь ученый подвел итог своей работы и перечислил все важные открытия своих коллег по теме. Однако полное научное наследие Лапласа настолько велико, что выходит далеко за границы какого-либо из самых обширных его трудов.

В математике он разработал преобразование и уравнение Лапласа, разложил определитель по минорам, расширил и систематизировал теорию вероятностей, ввел производящие функции, развил теорию ошибок и приближений методом наименьших квадратов.

В астрономии ученый доказал устойчивость Солнечной системы, предложил первую математически обоснованную космогоническую гипотезу, развил теорию возмущений, объяснил вековое неравенство (ускорение движения Луны), построил теорию движения галилеевых спутников, объяснил «соотношение Варгентина» через «резонанс Лапласа», разработал теорию приливов (20 лет наблюдая за океаном в Бресте), высказал предположение о существовании черных дыр, совместно с Лавуазье изобрел ледяной калориметр. Помимо этого он занимался проблемами акустики, гидродинамики, гравитационным взаимодействием тел.

Говорят, что французы в XIX столетии так ценили людскую славу, что  главная французская мечта сводилась к двум строчкам в энциклопедии под своим именем. Пьер-Симон Лаплас совершил столько открытий, что и на страницу мелким шрифтом не уместишь.

Материал по данным из открытых источников.

Фото на странице и на главной станице сайта: Sophie Feytaud / Общественное достояние / Wikipedia