Малярийные комары боятся цыплят

Ученые обнаружили, что африканские малярийные комары, распространяющие опасные инфекционные заболевания, не переносят запаха домашних кур.

Исследователь Рикард Игнелл (Rickard Ignell) из Шведского университета сельскохозяйственных наук и его коллеги из университета Аддис-Абебы (Эфиопия) обнаружили, что малярийные комары вида Anopheles arabiensis, широко распространенного в странах Африки южнее Сахары, избегают кур при поиске жертв. Это говорит о том, что в отличие от человека, крупного рогатого скота, коз и овец, куры — по какой-то причине нежелательные «доноры» для малярийных комаров и что кровососущие способны отличать их от других живых существ. Результаты исследования опубликованы в научном издании Malaria Journal.

В ходе исследования ученые собрали данные о численности населения и домашних животных в трех эфиопских деревнях. Они также ловили самих насекомых, чтобы определить источник крови, которой питались комары.

Исследователи обнаружили, что в закрытом помещении An. arabiensis особо предпочитают человека, но согласны полакомиться при случае и кровью животных в поисках источника гемоглобина. Комары случайным образом паразитируют на крупном рогатом скоте, козах и овцах на открытом воздухе, но в то же время специально избегают цыплят, несмотря на их относительно высокую численность.

Далее ученые обработали ароматическим веществом, аналогичным тому, которое содержится в куриных перьях, кровати в 11 соломенных домах которых в течение 11 дней спали по одному добровольцу от 27 до 36 лет. Авторы проекта обнаружили, что в дома, обработанные «куриным» ароматом, заходило значительно меньше комаров, чем в контрольной группе. Аналогичный эффект наблюдался, когда в доме присутствовали живые цыплята.

«Жители стран Африки южнее Сахары сильно пострадали от бремени малярии в течение длительного периода времени. Комары становятся все более физиологически устойчивыми к пестицидам, а также меняют свои привычки. По этой причине существует необходимость в разработке новых методов борьбы с ними. В нашем исследовании мы смогли выявить ряд природных ароматических соединений, которые могут отпугивать малярийных комаров и предотвращать их контакт с людьми», — сказал Рикард Игнелл.

Ранее портал Научная Россия писал о том, почему комары так эффективно переносят инфекционные заболевания.

комары куры малярия