Биолог Лесли Восшол (Leslie Vosshall) и его коллеги из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке (США), обнаружили причины страстной любви комаров к роду человеческому. Выяснилось, что назойливыми поклонниками мы обязаны сюлкатону (sulcaton) — веществу, входящему в состав человеческого пота и характерно только для человека. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Исследователи выделили группу из 14 генов в геноме комара, которые определяют их пристрастие к людям. Они также определили один специфический рецептор, чувствительный к запаху человеческой кожи, названный Or4. Он был активен у тех насекомых, которых отличало пристрастие к человеческой крови. Исследователи нашли связь между этим рецептором и одним из множества веществ, выделяемых вместе с человеческим потом. Это стало ключом к пониманию того, что заставляет некоторые виды комаров реагировать на присутствие человека.

Ученые обнаружили, что некоторые современные москиты черного цвета, которые питаются в основном кровью лесных животных, не проявляют интереса к сюлкатону, в то время как коричневые комары, обитающие вблизи человеческих поселений в Африке, очень чувствительны к нему. По словам Лесли Восшола, эти москиты появляются на свет с врожденной «любовью» к человеческой крови. Он считает, что для комаров это был, действительно, верный эволюционный шаг. Ведь, в сущности, наша среда предполагает идеальные условия для жизни кровососущих насекомых — у нас всегда есть вода, и, что немаловажно, наши тела не покрыты шерстью.

В общем, много тысяч лет назад кровососущие насекомые научились реагировать на источник неповторимого запаха где-то рядом, ведь он обещает источник доступной и, по-видимому, очень вкусной еды. И этой едой оказался человек.

Портал Научная Россия ранее рассказывал, что комары считаются на сегодняшний день самыми опасными паразитами человека, поскольку они разносят опасные инфекционные заболевания, например, малярию, ежегодно уносящую жизни сотен тысяч людей.

Фото превью: Википедия