Физиками СКФУ найдены способы управления микроструктурой и некоторыми свойствами необычных магнитных жидкостей. Исследование проводится коллективом научной школы Северо-Кавказского федерального университета «Физика магнитных наносистем» под руководством профессора Юрия Диканского.

Артур Закинян

Ученые обнаружили, что в магнитных жидкостях может формироваться развитая система самопроизвольно намагниченных агрегатов (скоплений) частиц. Эти сложные микроструктуры и стали предметом исследования.
- До этого всеми использовались и изучались магнитные жидкости, содержащие отдельные наночастицы. Новые практические приложения и передовые разработки, предполагающие использование магнитных жидкостей, требуют усложнения этой системы, - говорит заведующий кафедрой теоретической и математической физики СКФУ Артур Закинян. - Мы, в частности, стали изучать среды, которые содержат не отдельные частицы, а более сложные структуры из этих частиц. Такие системы агрегатов частиц формируются под воздействием магнитного поля.
Ученые СКФУ изучили микроструктуру таких сложных систем и установили, как ею можно управлять для создания систем с определенными свойствами. В рамках реализации научного проекта они показали, как меняются структура системы, поведение отдельных ее компонентов, их взаимодействие между собой.  По мнению физиков из СКФУ, в ближайшем будущем полученные знания пригодятся для понимания поведения этой среды в целом, в том числе в рамках изучения ее оптических, магнитных и биологических свойств. Практический интерес к магнитным жидкостям продиктован возможностями их применения в машино- и приборостроении, в биотехнологии и медицине. Среды с развитой системой самопроизвольно намагниченных агрегатов частиц интересны тем, что их свойствами легче управлять и диапазон изменений различных параметров зачастую шире.
В планах ученых изучение оптических свойств таких магнитных жидкостей, их взаимодействие с СВЧ-излучением. Проект рассчитан на три года. Исследования ведутся в рамках государственного задания.

Результаты исследования представлены в статье, опубликованной в престижном научном журнале «Journal of Molecular Liquids». Ознакомиться с ней можно, перейдя по ссылке https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0167732220347127