На острове Самойловский приступили к строительству самой северной магнитной обсерватории России.

Об этом рассказали «Вестям» в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН. Ученые приступили к возведению технического павильона будущей обсерватории. Она будет находиться в дельте реки Лена, на базе научно-исследовательской станции «Остров Самойловский». Во время пандемии ее деятельность претерпела значительные изменения.

На станцию ежегодно приезжают сотни ученых со всего мира. Из-за пандемии здесь работали лишь российские экспедиции, в их числе - новосибирцы. Геолог, научный сотрудник геологии и минералогии СО РАН Андрей Картозия с коллегами смотрели вглубь Земли с помощью специальных геофизических приборов: это около 600 метров.

Для проведения научно-исследовательских работ дельта Лена крайне привлекательна. Окрестность Сибирской платформы ─ нераспутанный клубок тектонических тайн. Специалисты только подступают к главной загадке региона: что здесь происходило миллионы лет назад, как движутся блоки земной коры в наше время. Изучение донных отложений озёр, сейсмические исследования ─ то немногое, что успели охватить во время последней экспедиции. Ученые надеются в 2021 году восполнить упущенные возможности.

Как сказал руководитель ЦКП «НИС "Остров Самойловский"» Дмитрий Аюнов, «в 2021 году план у нас развернутый. Мы его решили составить без учёта пандемии». Климатологи, почвоведы, ботаники и десятки других учёных из разных стран мира ждут возможности скорее вернуться на остров Самойловский. На ближайшее время планируется построить на базе научной станции магнитную обсерваторию, специалисты уже начали сооружать технический павильон.

Обсерватория на Самойловском войдет в состав международной сети, а в России будет самой северной. И в этом её исключительность, поскольку близость к магнитному Северному полюсу даст учёным возможность более детально освоить структуру магнитного поля нашей планеты.

«Учёным это даст более точное понимание процессов внутри нашей земли, во внешнем ядре, которое генерирует это поле», ─ отметил Дмитрий Аюнов.

Сегодня научно-исследовательская станция на Самойловском частично приостановлено: зима ─ не полевой сезон. Но в любой момент мощности готовы развернуть.

Источник фото на странице: Ryan Heuer on Unsplash