Учёные Пермского политехнического университета предложили способ по уменьшению веса самолётов и ракет. Новая технология позволит снизить их расход топлива. Результаты работы находятся в печати в журнале Lecture Notes in Mechanical Engineering – сообщает пресс-служба ПНИПУ.

Уменьшить вес конструкций с сохранением прочности материалов позволила двухэтапная технология проектирования. С помощью методов топологической и параметрической оптимизации учёные последовательно обрабатывали заготовку изделия, используя преимущества каждого из способов.

На первом этапе ученые определили оптимальную форму изделий в программном пакете SolidThinking Inspire, чтобы выявить конструкцию с минимальной податливостью при нужном весе. На основе этих данных разработчики построили новые модели, чтобы снизить вес и сохранить прочность изделий. Второй этап они провели с помощью программы Ansys Mechanical APDL и дополнительно написали код.

Учёным удалось уменьшить вес конструкций в 2,4 и 6,7 раза относительно изначальной заготовки и сохранить их прочность. По сравнению с аналогами, пермская разработка позволяет учитывать большее количество параметров изделий – сообщает пресс-служба.

«Уменьшение веса деталей позволяет снизить стоимость изделий и расход топлива. Поэтому сегодня все производители стремятся разработать конструкции с минимальным весом и сохранить их прочность. Эти задачи можно решить с помощью оптимального проектирования, но оно требует больших затрат. Наша методика позволяет «облегчить» деталь, не изменив ее характеристики», – рассказывает один из разработчиков, выпускник факультета прикладной математики и механики ПНИПУ Марат Бекмансуров.

Таким образом, использование разработки сократит время создания деталей аэрокосмической отрасли с сохранением их прочности, позволит получить оптимальную форму конструкций для самолетов и ракет и значительно снизит их вес, а впоследствии, и расход топлива. Это позволит сделать летательные аппараты более экологичными и экономичными.