Изучение мозга собак показывает, что в ходе эволюции мозга млекопитающих роль поясной коры (расположена глубоко в коре головного мозга) частично перешла к боковым лобным долям, которые контролируют решение проблем, переключение задач, и целенаправленное поведение, сообщает EurekAlert!. Выводы, описанные в журнале Brain Structure and Function, основаны на МРТ-исследовании собак в состоянии покоя.

Венгерские ученые исследовали активность мозга собак с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, чтобы посмотреть, какие области мозга активируются, когда собака реагирует на внешние раздражители – например, на лай других собак.

В исследовании участвовали 33 обученные домашние собаки разного возраста. Самой старшей из них было 14 лет (на фото – одна из «старичков»). Во время МРТ собакам не давали никаких заданий – они должны были только неподвижно лежать в сканере несколько минут.

«Данные показали, что пожилым собакам было немного сложнее сохранять исходное положение. Эта разница, однако, была очень небольшой, так как даже в их случае смещение головы составляло менее 0,4 мм. В этом аспекте они похожи на людей, поскольку пожилым людям также сложнее сохранять неподвижность в течение длительных периодов времени по сравнению с более молодыми людьми», — комментирует Энико Кубиньи, старший научный сотрудник, изучающий когнитивное старение у собак.

Согласно исследованию, сети в латеральной лобной доле (лобно-теменной доле), которые контролируют решение проблем, переключение задач и целенаправленное поведение, играют меньшую роль у собак, чем у людей. Вместо них центральную роль играет поясная кора, двусторонняя структура, расположенная глубоко в коре головного мозга. Она участвует в ряде жизненно важных процессов, а также в обработке вознаграждения и регуляции эмоций. Поясная кора у собак пропорционально больше, чем у людей.

Ученые предполагают, что в ходе эволюции мозга млекопитающих роль поясной коры частично перешла к лобно-теменным областям.

[Фото: ENIKO KUBINYI / EÖTVÖS LORÁND UNIVERSITY]