Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сегодня провел общероссийское родительское собрание, связавшись с представителями родительских комитетов из трех регионов. Кроме видеосвязи, в зале школы №91, на площадке которой проходило мероприятие, присутствовали и родители из примерно 50 московских школ. Инициатива проведения такого собрания исходила от «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей».
Школа №91 — родная для нынешнего министра образования, закончившего ее в 1984 году. Она образована на базе Пятой московской гимназии. В 1956 году в связи с реконструкцией Калининского проспекта (ныне Новый Арбат) школа переехала в новое здание на Поварской улице. В Пятой гимназии учились Владимир Маяковский и Борис Пастернак. Выпускник школы №91 Максим Концевич — лауреат престижной Филдсовской премии по математике. Здесь же учился программист, создатель знаменитой игры «Тетрис» Алексей Пажитнов. Сейчас в школе №91 обучаются около 500 человек. За высокие результаты в 2010-2011 году школа награждена дипломом второй степени лауреата гранта мэра Москвы в сфере образования.
Свое общение с родителями министр образования начал с воспоминаний о собственных школьных годах и высоких традициях российского образования в целом. «У нас система образования с богатыми традициями, она впитала в себя еще традиции дореволюционной гимназии, и в Советском Союзе школьное образование было очень сильным. В России последних десятилетий школа была недофинансирована, но сейчас мы, к счастью, выходим из этого состояния. Школьное образование затрагивает практически каждую семью, всего в России 14 млн школьников», — сказал Дмитрий Ливанов, открывая собрание.
«Взаимоотношения с родительским сообществом не были выстроены в той мере, в которой надо бы. Я благодарен Национальной родительской ассоциации за возможность исправить это положение и провести первое в истории общероссийское родительское собрание», — продолжил он.
Всего на связи были школы четырех городов. Новосибирск, Оренбург и Вологда присутствовали по видеосвязи, а представители московских школ сидели за партами, как и полагается на родительском собрании. Новосибирск поставил ребром вопрос о дополнительном образовании. В свете последней информации о том, что кружки в школах теперь будут платными, объяснение министра был более чем актуальным.
«Дополнительное образование всегда было важным компонентом нашей школы. Всегда у детей была возможность заниматься в кружках. Нам крайне важно сохранить эту систему. Это образование не дополнительное, это персональное индивидуальное образование, каждый ребенок личность, нужно по-разному раскрывать его потенциал и создать для этого возможности», — прокомментировал свое отношение к вопросу Дмитрий Ливанов. Далее он разъяснил, как Минобрнауки представляет себе систему оплаты такого подхода: «Сейчас система дополнительного образования получит дополнительные финансовые средства к развитию. Хотя ваучеризация и вызывает неприятные воспоминания, но тем не менее важно, чтобы финансировалась конкретная услуга, в которой бы следовали за ребенком. Чтобы руководители кружков были заинтересованы, чтобы к ним приходило больше детей». Таким образом, идея министерства заключается в выдаче ваучеров на покрытие стоимости кружков. Министр также отметил, что в стандарте образования предусмотрено до 10 часов в неделю подобных занятий либо в школе, либо за пределами школы.
Новосибирские родители также спросили Ливанова о возможности ограничивать доступ в интернет для детей. «Возможности здесь большие, важно не нанести вред. Важно сделать так, чтобы в школы попадала только проверенная, полезная дял детей информация. Система фильтрации контента уже создана, и школы будут к ней подключаться. Также важно, чтобы детям объясняли, что хорошо, а что плохо, чтобы к вредным вещам они не подходили», — заявил министр. Он напомнил, что 30 октября в каждой школе будет проведен урок интернет-безопасности, на котором детям объяснят, что такое безопасность в Интернете.
А в Оренбурге родителей беспокоили нормы ГТО, которые сейчас начинают внедряться в школах, и будут ли они применяться к тем, кто решил стать художником или музыкантом. «Я не думаю, что художники и музыканты не должны быть физически развиты, — ответил Дмитрий Ливанов. — Но конечно, не все будут спортсменами. Наша задача — создать максимальные условия для развития».
Фото: Архив "Научная Россия".