Лазеры средней мощности позволят значительно сократить расходы на ремонт и уход за судами и самолетами, сообщил на заседании президиума РАН академик Юрий Кульчин. При помощи лазеров можно будет восстанавливать старые суда и очищать их, экономя сотни миллиардов рублей.
«Каждый год военно-морской флот получает новые боевые корабли. Тем не менее, около 80% боевых и вспомогательных судов выработали свой ресурс и требуют ремонта. Но Объединенная судостроительная корпорация не может покрыть эти запросы. Аналогичная ситуация и в гражданском секторе: из полутора тысяч рыболовецких судов почти 99% – старше 25-30 лет. Раньше они ремонтировались в Корее и Китае, а сейчас просто стоят в ожидании», – объяснил академик Юрий Кульчин.
Решением этой проблемы, по мнению академика, могут стать лазерные технологии. Вместо того, чтобы покупать новые дорогостоящие запчасти, суда можно восстанавливать, экономя на материалах. Тот же принцип можно применять и в уходе за самолетами – там при помощи технологии лазерной сварки-наплавки могут быть восстановлены 40-60% деталей.
«Кроме того, мы сможем экономить на очистке. Возьмем в качестве примера морское биообрастание. Как с ним справляются сейчас? Судно ставят в док, поднимают и очищают. Это дорого и долго. Мы же разработали лазерную технологию, которая позволяет эффективно очищать судно прямо под водой при помощи специальных роботов», – уточнил Юрий Кульчин.
Лазеры станут подспорьем и в потенциально вредных для человека видах труда. В качестве примера академик привел очистку самолетов от краски. Сейчас люди делают это вручную, используя токсичные химикаты. Но лазеры могут заменить примитивные растворители, тем самым исключив риск для здоровья из процесса очистки.