Восстановление потерянных записей дало возможность выявить причину лунных высоких температур

Название изображения

Когда астронавты космического корабля Аполлон вернулись из полета они обнаружили, что забыли  две пары проб, взятых методом бурения лунной поверхности.

С помощью сенсорных  датчиков оказалось довольно просто  обнаружить тепло на поверхности луны, определить  излучаемое количество тепла и получить подробные данные о геологической активности луны в последнее время.

Информация о  тепле в почве Луны, природа которого имеет радиоизотопное происхождение, была передана на Землю по соответствующим каналам связи, где она была записана на магнитные пленки и в таком виде хранилась до 1977 года. В 1974 году была предпринята попытка изучить магнитные пленки. Изучением хранящихся пленок занимался главный эксперт экспериментов Маркус Лангсет в течение декабря 1974.

Многие думали, что архивные пленки с информацией о лунном тепле, вообще утеряны в виду небрежного ведения документооборота , а канцелярия не смогла дать разумного объяснения где находится место хранения лент. Но на прошлой  декаде приводились в порядок чердачное помещение, гаражи и административные помещения здания, что  привело к находке и спасению небольшого количества утерянных пленок.

Отчет Маркуса Лангсета по данным оригиналов пленок показал, что тепло скорее всего нисходило  с  поверхности луны, нежели поднималось из лунного ядра, как это предполагалось. В попытке объяснить этот феномен было выдвинуто несколько гипотез. В частности:  1. Присутствие астронавтов каким-то образом нагрело поверхность 2. Что инструменты  во время их эксплуатации нагревались и  выделяли избыточное тепло 3. Что луна проходила свой продолжительный период теплового цикла.

Неуверенность ученых означает невозможности доверять результатам эксперимента.

Однако вновь найденные и восстановленные магнитные пленки показали, что  тепло распространялось все время от поверхности луны к  основанию шурфа и заставило  отказаться от  всех объяснений кроме предположения, что тепло появилось в результате смещения поверхностного грунта передвижениями астронавтов.

Исследуя луну и перемещаясь по ее поверхности, астронавты оставляли отпечатки обуви скафандров  и движущегося лунохода. Это приводило к компрессии и затемнению лунной поверхности.

По словам Вальтера Киефера , сотрудника института изучения Планетарной системы и луны, Хьюстон, и соавтора данного исследования, происходило поглощение солнечного света по ходу передвижения астронавтов, что и обусловило нагрев поверхности в этих специфических местах.

Результаты были опубликованы в майском номере Журнала геофизических исследований: в разделе «Планеты».

Появившиеся данные позволяют предположить, что измерения, сделанные в самом начале эксперимента – когда тепло было все еще очень близко к поверхности- наиболее надежные, что делает полученные показатели замеров корректными.

«Таким  образом сейчас мы знаем, что можем доверять этим замерам, в которых мы не были уверены несколько лет тому назад»,- заключает В. Киефер.

источник Журнал Саентифик Американ №09 2018 Стр. 17

Автор: - Нола Тейлор Редд.

Перевод: Энигма Л.Н.