26 апреля в Российской академии наук прошел Совет по космосу. Ученые обсудили, как космические радарные системы помогают исследовать Арктику: в частности, это мониторинг ледовой обстановки, применение радиолокационной информации для Северного морского пути и создание Единой информационной космической системы мониторинга арктической зоны и опасных производственных объектов.

«Мы все понимаем актуальность поставленной темы. Наша страна имеет огромную площадь, существенная часть которой находится в северных регионах. Это зоны вечной мерзлоты, покрытые облаками – для их исследования очень актуально использование радиолокационных средств, особенно современных с различными режимами работы. Если говорить исторически, то наша страна одна из первых запустила радар в космос, была создана система мониторинга поверхности океана», – рассказал на открытии Совета по космосу вице-президент РАН Валерий Бондур.

Вице-президент РАН Валерий Бондур и академик РАН Лев Зеленый

На  заседании Совета подробно обсудили задачи, которые можно решать в Арктике с помощью радиолокационных спутников. Это мониторинг ледовой обстановки и обнаружение опасных объектов, информационное обеспечение судоходства по Северному морскому пути, экологический мониторинг территорий, где ведется добыча нефти и газа, а также научные исследования природных и антропогенных процессов в Арктике.

Спутниковые радарные системы особенно важны для судоходства в северных широтах. С помощью радиолокационного мониторинга ученые исследуют динамику распространения и перемещения льда в арктической зоне, оценивают площади многолетнего льда, анализируют его характеристики, включая толщину, и составляют ледовые карты арктического региона.

«Вся поступающая информация обрабатывается и доводится до потребителей. Основные потребители – это организации, входящие в структуру Росгидромета и других ФОИВ, а также гидрометцентры и министерства природы различных стран СНГ. Ежедневно с целью мониторинга Северного морского пути строятся обзорные карты, в том числе по каждой из акваторий морей. Также мы проводим наблюдения за изменением границ морского льда в Антарктике: эти карты выпускаются еженедельно, можно проследить, как изменилась кромка за это время», – отметили на Совете по космосу.

Большая часть информации сегодня поступает с иностранных радиолокационных спутников. В докладе  заместителя директора ЦНИИмаш, профессора В.В. Хартова  отмечена актуальность развития собственной орбитальной радиолокационной группировки, которая позволит снизить  зависимость от зарубежной информации.

Заседание Совета РАН по космосу

О разработке перспективных радарных систем рассказал директор-главный конструктор СКБ ИРЭ РАН Владимир Абрамов. В частности, сегодня разрабатываются ЛЧМ радиолокаторы подповерхностного зондирования с центральными частотами 10 и 20 МГц с мощностью проводимого сигнала в импульсе до 700 Вт. «Локаторы подповерхностного зондирования предназначены для анализа подповерхностных неоднородностей: имеющих различную диэлектрическую проницаемость, различную плотность, возможно нахождение пустот в грунте», – рассказал Владимир Абрамов. Он добавил, что у создания радиолокаторов подповерхностного зондирования есть ряд общих проблем – это значительный размер и масса дипольных антенн, необходимость удаления антенн от корпуса космического аппарата и сложные наземные эксперименты.

На заседании Совета РАН по космосу также были рассмотрены два проекта, разрабатываемые в рамках Федеральной космической программы: «Кондор-ФКА»  и «Обзор-Р».

Оба спутника предназначены для  мониторинга ледовой обстановки в арктическом регионе, природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, оценки безопасности мореплавания и других вопросов. Запуск космического аппарата «Кондор-ФКА»  запланирован на конец 2022 г.,  «Обзор-Р» – на июнь 2023 г.

Заведующий отделом  ИКИ РАН Дмитрий Ермаков представил предложения по перспективным радарным и радиометрическим системам для российской орбитальной станции. Это четыре устройства: космическая радиотомография Земли, длинноволновой радиометр с пассивным синтезом апертуры, длинноволновой РСА с полным набором линейных поляризаций и СВЧ гиперспектрометр миллиметрового диапазона.

На Совете РАН по космосу также прозвучало предложение о создании Единой информационной космической системы мониторинга арктической зоны и опасных производственных объектов.