Юлия Михайловна Аверина

Юлия Михайловна Аверина

Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозий факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, руководитель Совета молодых учёных и специалистов

Питьевая вода – главный жизнеобеспечивающий ресурс для всего человечества. Жизнь без воды крайне ограничена. Она обогащает нас, насыщает организм влагой и позволяет протекать эффективным физиологическим процессам, которые так важны для поддержания человеческого здоровья. Кроме всего прочего, питьевая вода помогает выводить токсины и продукты распада, скапливающиеся в теле человека на протяжении времени и влияющие на наше самочувствие и физическую массу. Многие знают, что рекомендуемое суточное потребление жидкости составляет минимум 2 литра в день. Причём это должна быть чистая и именно питьевая вода. Другие потребляемые жидкости – чай, кофе, соки, компоты, не относятся к числу суточного получения жидкости. Поэтому для полноценного баланса жидкости в организме нужно регулярно пить чистую воду. А знаем ли мы всё о контроле качества питьевой воды? Какую воду следует пить? И правильно ли мы ее используем? О том, как проходит контроль качества воды и не только, в беседе с «Научной Россией» подробно рассказала доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозий факультета инженерной химии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, руководитель Совета молодых учёных и специалистов Юлия Михайловна Аверина.

– Чем привлекла вас химия? И почему вы решили связать с ней жизнь?

– Это получилось по наследству – родители по образованию химики. Уже в конце 8 класса был определен выбор будущей профессии. Дополнительно с отличием окончила вечернее отделение химического лицея 1303. Затем было решено поступать в «Менделеевку», так мы между собой называем университет.

 Что было интересным для вас во время обучения?

– Математика. В принципе в химии без должного знания математики никуда. Поэтому здесь важна именно общая математическая направленность. На данный момент я имею степень доцента по специализации физическая химия и убеждена, что физика, математика и химия довольно близкие вещи и, мне кажется, в первую очередь целесообразно определяться с тем, чем хотите заниматься. Первое высшее образование должно быть прикладным, к примеру техническим.

 Вы имеете достаточное количество научных работ, статей. А над чем вам больше всего нравилось работать - в плане научных исследований?

– Изначально я занималась очисткой воды. Для меня это имеет очень прикладное значение. Однажды заметила в гостях ржавую ванну, которую люди моют через день. Вот тогда мне стало страшно, и я увидела актуальность своей работы, которая была посвящена очистке воды от железа и интенсификации этого процесса. Железо самопроизвольно окисляется. Если нальем загрязнённую железом воду в стакан и оставим его на сутки, то заметим на дне осадок в виде рыжих хлопьев – пройдёт процесс окисления и осаждения. Но мы же не можем ждать сутки. Нам необходимо употреблять воду. Поэтому здесь стояла задача в интенсификации. В первую очередь имело место прикладное размещение научной работы. А в дальнейшем стали интересны уже более фундаментальные вещи. Например, работа над составом зерна. Что влияет? Как можно измельчить зерно? Насколько это важно? Какие металловедческие исследования реализованы? Всем этим и занимается кафедра инновационных материалов защиты от коррозий РХТУ им. Д.И. Менделеева. Широкий спектр разноплановой научной деятельности в силу своего второго высшего образования сопровождается интересными исследованиями. Так как дополнительное образование экономическое, то очень часто меня привлекают с целью формирования технико-экономического обоснования, экономических расчётов, а также оценки рентабельности. Поэтому выбор пал на экологию, очистку воды в целях получения питьевой воды и очистку стоков, как один из вариантов.

 Как долго работали над исследованием очистки воды?

– До сих пор этим занимаюсь. Вода – это уникальный ресурс. По сути, она растворитель, в котором присутствует вся таблица Менделеева. Но, к сожалению, имеет место быть тот факт, что со временем наша природная вода становится похожей на слабо концентрированный сток. Нацпроект «Экология» сейчас переходит в другую фазу реализации при общем внимании общества к этой проблеме. Есть надежда, что проводимые мероприятия за счёт организационных процессов приведут к более жесткому контролю водных стоков. За 3-4 года работы моей технологии рассматриваются и другие области применения. Технологии есть, нужно научится правильно их применять и реально это делать. Следует отметить очень важный аспект информирования населения: в Москве питьевая вода – это холодная. Только её разрешается использовать для питья, потому что горячая вода из-под крана – техническая, и она не подходит для употребления.

 Как проходят этапы контроля очистки воды?

– Изначально, когда вода выходит из станции водоподготовки – она питьевая, чистая и удовлетворяет всем нормам СанПиН по ПДК. Потом она попадает в трубы. Как правило трубопроводы старые и часто зарастают. Конечно, в процессе транспортировки воды нередко появляются всевозможные бактерии, мелкие частицы напрямую от труб именно за счёт возможных коррозионных процессов, либо каких-то других веществ, которые могут попасть в трубы и, вследствие чего, могут накапливаться. Потом уже очищенная вода будет засорятся именно за счёт труб. По стадиям научных исследований в процессах очистки воды имеется основной принцип – есть представленная вода и нормы ПДК (то, что должно быть). Задача – найти следующее решение: «Как из той воды, которая у нас есть, получить полезную воду, пригодную для питья?». Это основная задача, которую мы должны решить в процессе очистки воды для питьевого водоснабжения. Такой принцип подходит и для очистки сточных вод. Имеется сточная вода, нормы, ГОСТы, СНиПы, СанПиНы – всё то, что должно применяться для очистки воды. Здесь очень много вариантов решения этого вопроса.

Название изображения

– Как понять окружающим, насколько чиста и полезна вода?

– Для начала можно попробовать ее оставить, чтобы она постояла. Если вода хлорированная (что до сих пор используют в некоторых городах), то хлор уйдет. Если вода будет стоять долго, то произойдет окисление. Нужно налить свежую воду из-под крана, осмотреть, перемешать, подождать минут 10 и можно применять вовнутрь. У воды есть интересный показатель – органолептические свойства. Природа всё придумала до нас. По сути, это вкус, и нужно обращать на это внимание – на её органолептические свойства, цветность, прозрачность. Насколько полезна бутилированная вода? Вопрос спорный. Потому что дистиллированную воду врачи пить тоже не рекомендуют. Обессоленная вода – это мертвая вода. Изначально обратный осмос и технологии тонкой очистки воды придумали для охлаждающих и отопительных систем, чтобы не зарастали трубы батарей. А для человека важно, чтобы с водой поступали и полезные вещества, имели место быть солевой баланс и микроэлементы. Если говорить об употреблении абсолютно очищенной воды, деминерализованной, то пойдет вымывание полезных веществ из организма. Здесь необходимо знать меру между степенью очистки и полезностью этой воды. Ряд зарубежных производителей проводят дополнительную минерализацию воды – идёт её очищение до состояния растворителя, а затем туда добавляют определенные вещества, которые необходимы организму. Это более искусственный процесс, но он необходим, так как употребление обессоленной воды крайне неполезно для человека. Поэтому окружающие должны понимать, какую именно воду они пьют – обращать внимание на состав бутилированной и на воду из холодного крана, оставив на 5-10 минут, при необходимости прокипятить или поставить систему очистки (это зависит от состояния труб). А также на то, какие фильтры установлены дома для очистки воды, соответствуют ли они всем заявленным нормам. Следует помнить ещё то, что пластиковые бутылки – одноразовые, и их категорически запрещено использовать многократно. Пластик не рассчитан на это. Для ежедневного употребления воды необходимо иметь специализированную емкость, предназначенную именно для хранения воды.

– Расскажите о своей деятельности в роли руководителя Совета.

– Основная задача – это поддержка и вовлечение молодежи, студентов-аспирантов в научную деятельность вуза. Ежегодно СМУС проводит конгресс молодых учёных по химии и технологии. Для многих это важная первоначальная ступень в развитии научной деятельности. Главное поддержать, протянуть руку помощи при подготовке и реализации научных проектов в стенах университета.

 Как молодые ученые смогут себя реализовать в дальнейшем?

– В «Менделеевке» есть опыт работы с Фондом содействия инновациям. Я лично 10 лет занималась выстраиванием системы поддержки при совмещении программ Умник-СТАРТ и 217 ФЗ РФ от 9 августа 2009, закон о создании МИП при вузах. Именно понятная перспектива финансирования и коммерческая ориентация помогает прикладным проектам. Хочется отдельно поблагодарить нынешнее руководство вуза за внутренние инициативные гранты для молодых ученых, которые существенно поддерживают более фундаментальные разработки. 

 

Беседовала Анна Посохова.

Изображения предоставлены из личного архива Юлии Авериной.