Новая теория объясняет возможное происхождение объекта, упавшего на Землю около 66 миллионов лет назад и изменившего ее историю, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature's Scientific Reports.

Ударный элемент Чикшулуб оставил после себя кратер у побережья Мексики, который простирается на 93 мили и доходит до 12 миль в глубину. Его разрушительное воздействие привело к внезапному завершению доминирования динозавров, вызвав их внезапное массовое вымирание, а также гибель почти трех четвертей видов растений и животных на Земле.

Непреходящая загадка: откуда произошел астероид или комета и как они упали на Землю? Теперь пара исследователей из Центра астрофизики Гарварда и Смитсоновского института считают, что у них есть ответ.

В исследовании студент-астрофизик Гарвардского университета Амир Сирадж и астроном Ави Лоеб выдвинули новую теорию, которая могла бы объяснить происхождение и путь этого катастрофического объекта.

Используя статистический анализ и гравитационное моделирование, Сирадж и Леб подсчитали, что значительная часть долгопериодических комет, исходящих из облака Оорта - ледяной сферы обломков на краю Солнечной системы, может быть сбита с курса гравитационным полем Юпитера во время вращения.

«Солнечная система действует как своего рода автомат для игры в пинбол, - объясняет Сирадж, который получает степень бакалавра и магистра в области астрофизики в дополнение к степени магистра игры на фортепиано в Консерватории Новой Англии. - Юпитер, самая массивная планета, выбрасывает приходящие долгопериодические кометы на орбиты, которые приближают их к Солнцу».

Во время близкого прохождения к Солнцу кометы, получившие прозвище «солнечные грейзеры», могут испытывать мощные приливные силы, которые разламывают куски скалы и в конечном итоге производят кометные осколки.

«Во время солнечного сияния часть кометы, расположенная ближе к Солнцу, испытывает более сильное гравитационное притяжение, чем та, которая находится дальше, в результате чего возникает приливная сила, действующая на объект, - говорит Сирадж. - Вы можете получить то, что называется приливным разрушением, когда большая комета распадается на множество более мелких частей. И, что особенно важно, на обратном пути к облаку Оорта существует повышенная вероятность того, что один из этих фрагментов упадет на Землю».

Новые расчеты по теории Сираджа и Леба увеличивают вероятность столкновения долгопериодических комет с Землей примерно в 10 раз и показывают, что около 20 процентов долгопериодических комет становятся солнечными.

Ученые говорят, что их новая скорость удара соответствует возрасту Чикшулуба, что дает удовлетворительное объяснение его происхождения и других подобных ему факторов.

«Наша статья дает основу для объяснения возникновения этого события, - говорит Лоеб. - Мы предполагаем, что, на самом деле, если вы разобьете объект, когда он приблизится к солнцу, это может вызвать соответствующую частоту событий, а также тот вид удара, который убил динозавров».

Свидетельства, обнаруженные в кратере Чикшулуб, предполагают, что порода состояла из углеродистого хондрита. Гипотеза Сираджа и Леба также может объяснить эту необычную композицию.

Популярная теория происхождения Чикшулуба утверждает, что объект произошел из главного пояса, который представляет собой астероидное население между орбитой Юпитера и Марса. Однако углеродистые хондриты редко встречаются среди астероидов главного пояса, но, возможно, широко распространены среди долгопериодических комет, что обеспечивает дополнительную поддержку гипотезе о столкновении с кометами.

Другие похожие кратеры имеют такой же состав. Сирадж и Леб говорят, что их гипотезу можно проверить, изучив другие подобные им и даже кратеры на поверхности Луны, чтобы определить состав астероидов и комет. Также может помочь отбор проб комет космических миссий.

Помимо состава комет, новая обсерватория Вера Рубин в Чили, возможно, сможет наблюдать приливные разрушения долгопериодических комет после того, как она начнет работать в следующем году.

«Мы должны чаще видеть более мелкие фрагменты, приходящие на Землю из облака Оорта, - говорит Лоеб. - Я надеюсь, что мы сможем проверить эту теорию, имея больше данных о долгопериодических кометах, получить более точную статистику и, возможно, увидеть доказательства некоторых фрагментов».

Лоеб говорит, что понимание этого не только важно для разгадки загадки истории Земли, но и может оказаться решающим, если такое событие произойдет вновь.