Исследователи из Бирмингемского университета (Великобритания) обнаружили уникальный механизм, который стимулирует распространение смертельной инфекции. Результаты исследования опубликованы в Nature Communication.

Криптококкоз - редкая и смертоносная грибковая инфекция, которая поражает легкие и мозг и обычно возникает только у людей с ослабленным иммунитетом. Один штамм гриба, известный как Cryptococcus gattii, тем не менее, обладает способностью заражать даже здоровых людей. Он считался тропическим грибом, который распространен в таких местах, как Бразилия, Новая Гвинея и Австралия. Однако он был также обнаружен и в нетипичной для себя местности: в 1999 году в США и Канаде началась вспышка криптококкоза. Сотни людей и животных были заражены.

Сначала инфекция поражает легкие, так как она приобретается при вдыхании грибковых спор. Из-за отсутствия лечения (а иногда и в случаях, когда помощь была оказана) инфекция быстро распространяется в мозг и другие органы, что часто приводит к фатальным последствиям.

Ученые из Университета Бирмингема провели исследование, которое показало, что грибковые клетки быстро распространяются в организме потому, что они работают по принципу «разделения труда» - они поражают здоровые клетки на большом расстоянии друг от друга. При этом инфекционные клетки способны общаться друг с другом: они выпускабт микроскопические, заполненные жидкостью «мешки», которые называются клеточными визикулами. Эти «мешки» действуют как «почтовые голуби»: они передают сообщения между клетками гриба и помогают им координировать свою атаку на клетку-хозяина.

Понимание того, с помощью какого механизма болезнь поражает организм, позволяет создать лучшие лекарства для борьбы с нею. Исследователи отметили, что сейчас они находятся на ранней стадии исследования, но в конечном итоге они могли бы предусмотреть разработку препаратов, которые способны прервать сообщение между инфекционными клетками, «запутать» их и предотвратить распространение болезни у пациента.

[Фото: Medical Express]