Мыши, у которых развивается дегенеративное заболевание нерва, сходное с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), или болезнью Лу Герига, чувствуют себя лучше, когда в их кишечнике становится больше бактерий, вырабатывающих витамин В3, передает портал Science News. Ученые предполагают, что кишечная бактерия аккермансия может образовывать молекулы, которые способны замедлить развитие смертельной болезни, от которой страдал известный физик-теоретик Стивен Хоккинг. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Ученые из Израиля, Германии и Швеции исследовали микробиомы кишечника – бактерии, археи и другие микробы, которые живут в кишечнике, – у мышей, которые продуцируют большое количество мутированной формы белка SOD1. У мышей, как и у людей с БАС, дефектные белки SOD1 слипаются и приводят к гибели нервных клеток.

Обнаружилось, что в микробиомах мышей почти не было бактерий Akkermansia muciniphila. А восстановление количества A. muciniphila у мышей замедляло развитие заболевания, и мыши жили дольше, чем грызуны, которым не добавили бактерий. Напротив, большее количество двух других кишечных микробов, Ruminococcus torques и Parabacteroides distasonis, было связано с более тяжелыми симптомами.

Интересно, что у бактерии аккермансии довольно неоднозначная репутация: для людей она может быть как «хорошей» бактерией, так и «плохой». С одной стороны, она защищает от диабета 2-го типа и может облегчить симптомы воспалительных заболеваний кишечника. С другой, исследования деменции Альцгеймера, рассеянного склероза и болезни Паркинсона, показали, что увеличение числа аккермансий вызывает худшие симптомы заболеваний.

Команда проверила, что делает аккермансия для облегчения симптомов, которые не дают мышам, например, держаться на вращающемся стержне или хвататься за провод. Исследователи сосредоточились на молекулах, или метаболитах, которые вырабатывают бактерии. Среди них был и витамин B3. Ученые ввели мышам с БАС никотинамид, водорастворимую форму витамина В3, который содержится в пищевых продуктах (в дрожжах, орехах, в мясе птицы) и ​​пищевых добавках. В результате симптомы болезни стали сходить на нет. Но при этом грызуны, которые только принимали витамины, не жили дольше мышей, которые остались без лечения. А вот большее число бактерий продлило мышам жизнь. Это открытие может означать, что бактерии производят другие вещества или взаимодействуют с другими микробами, воздействуя на симптомы заболевания.

Предварительная работа предполагает, что аккермансия также может играть роль в подавлении БАС у человека. Ученые провели небольшое исследование, в котором участвовали 37 пациентов с БАС и 29 здоровых людей. У людей с болезнью Лу Герига также обнаружился более низкий уровень бактерии A. muciniphila в их стуле. Уровни никотинамида в крови и спинномозговой жидкости пациентов с БАС также были ниже, чем у здоровых людей. Исследователи обнаружили, что чем ниже уровень никотинамида в крови, тем сильнее симптомы у пациента.

Авторы работы, однако, отмечают, что еще слишком рано говорить, поможет ли получение большего количества бактерий или их продуктов человеку с боковым амиотрофическим склерозом.

[Фото: PATRICE CANI / UCLOUVAIN / Science News]