Группа ученых под руководством Томаса Гернона (Thomas Gernon) из Саутгептонского университета (Великобритания) пришла к выводу, что одним из важнейших факторов благодаря которому окончилось самое сильное оледенение в истории Земли, была вулканическая активность, рассказывает The Conversation. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Nature Geoscience.

Самое крупное оледенение в истории нашей планеты произошло около 720-630 млн лет назад. Тогда, по данным исследователей, на Земле существовал только один континент — Родиния, а вокруг был замерзший океан, Мировия. Температура на поверхности планеты могла быть около -40º. Ученые спорят о том, как именно выглядела Земля в этот период. Одни считают, что планета представляла собой своего рода снежок, который был полностью покрыт прочной ледяной коркой, под которой не было жидкой воды. Другие исследователи считают, что жидкая вода на Земле все-таки была, хотя и скрыта под толщей льда. Не ясно также, что именно привело к такому замораживанию, а также чему мы обязаны гораздо менее холодным климатом.

Группа под руководством Томаса Герона попыталась понять, что именно могло заставить Землю растаять. Для этого они проанализировали состав отложений, относящихся к периоду 700-600 млн лет назад, и пришли к выводу, что в этот период наблюдалась значительная вулканическая активность — им удалось найти палагонит, который образуется из вулканической породы, гиалоксолита. Это, по их мнению, говорит о том, что к потеплению привел не только распад гигантского континента Родинии на отдельные материки, как традиционно считается, но также и вулканическая активность, возникшая в местах разделения материков. Если бы процесс разделения не сопровождался бы вулканической активностью, и оттаивание произошло бы только благодаря разделению материков, такой картины бы не наблюдалось.

Ученые также отмечают, что произошедшее вслед за распадом Родинии потепление и увеличение количества кислорода в атмосфере, привело к появлению многоклеточных живых организмов и дало толчок развитию жизни на Земле.