Команда бразильских исследователей разработала стратегию, которая замедляет рост клеток тройного негативного рака молочной железы, лишая их двух основных источников пищи: глутамина и жирных кислот, передает портал EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в Journal of Biological Chemistry.

Трижды негативный рак молочной железы, или TNBC, составляет приблизительно от 15% до 20% всех случаев рака молочной железы. Он считается самым агрессивным типом рака молочной железы. И лечению поддается труднее всего: у клеток TNBC нет ни рецепторов к эстрогену, ни рецепторов к прогестерону, ни даже белка HER2, который способствует эпидермальному фактору роста. Поэтому этот вид и называется трижды негативным и поэтому против него сложно подобрать лекарство: препаратам, которые могли бы связаться с одним из рецепторов или с белком и обезоружить их, просто не на кого нападать. Для борьбы с TNBC требуются новые способы лечения и новые мишени.

Один из методов – заморить раковую опухоль голодом. Ранее ученые выяснили, что если перекрыть больным клеткам доступ к сахару или альтернативному источнику энергии – глютамину (аминокислота), то можно затормозить деление раковых клеток. Однако выяснилось, что клетки TNBC довольно «прожорливы». Команда Сандры Марты Гомес Диас (Sandra Martha Gomes Dias), исследователя рака в Национальной лаборатории биологических наук Бразилии, выяснила, что, помимо глютамина, трижды негативный рак молочной железы питается еще и жирными кислотами. По словам Диас, если одновременно заблокировать метаболизм глютамина и жирных кислот, рост и миграция клеток TNBC замедляется.

Препарат Telaglenastat, также известный как CB-839, предотвращает переработку глютамина и в настоящее время проходит клинические испытания для лечения TNBC и других типов опухолей. CB-839 «выключает» фермент глутаминазу, который предотвращает разрушение раковых клеток и извлекает выгоду из глютамина. Однако недавние исследования показали, что некоторые клетки TNBC могут противостоять лекарственному лечению.

Чтобы увидеть, могут ли изменения в экспрессии генов объяснить, как выживают эти клетки, авторы исследования подвергли клетки TNBC воздействию CB-839. Так они определили клетки, устойчивые к препарату, и те, которые были чувствительны к нему, и упорядочили их РНК.

Ученые выявили, что в клетках, которые не смогло убить лекарство, молекулярные пути, связанные с переработкой липидов, были сильно изменены. В частности, были повышены уровни ферментов CPT1 и CPT2, которые играют большую роль в метаболизме жирных кислот.

CPT1 и 2 действуют как «ворота» для прохода жирных кислот в митохондрии, где они будут использоваться в качестве топлива для производства энергии. Бразильские ученые предположили, что если закрыть эти ворота, «выключив» CPT1 и одновременно глутаминазу, то клетки TNBC, устойчивые к препарату CB-839, прекратят размножаться. Такой двойной удар оказался очень эффективным.

[Фото: DOUGLAS ADAMOSKI/BRAZILIAN BIOSCIENCES NATIONAL LABORATORY]