Наночастицы золота давно находятся в фокусе внимания исследователей — их можно использовать в качестве катализаторов, датчиков и «курьеров» лекарственных препаратов, а в фотонике и молекулярной электронике. Соответственно, необходимо понимать, как наночастицы золота выглядят на атомном уровне, а также каковы их физические и химические свойства. Но до последнего момента точно визуализировать эти наночастицы никому не удавалось.

Теперь же исследователи из Стэнфордского университета (США) смогли продемонстрировать трехмерную модель наночастицы золота в высоком разрешении, полученную методом электронной микроскопии. Эти результаты подтвердили догадки ученых из Университета Ювяскюля (Финляндия), которые сделали свои предположения о свойствах частицы золота на основе теоретического моделирования и инфракрасной спектроскопии.

Электронная микроскопия, в принципе, аналогична обычной световой микроскопии, за исключением того, что длина волны электронного пучка, используемого для визуализации, близка к расстоянию между атомами в твердом веществе, то есть около одной десятой нанометра, в отличие от волны видимого света длиной в сотни нанометров.

Результаты исследования, сделанного с помощью электронной микроскопии и опубликованного в журнале Science, открывает путь к определению структур многих других наночастиц, фундаментальному пониманию их свойств и дальнейшему практическому применению.

Фото: Wikimedia Commons