Исследователи из Университета Нотр-Дам (США) обнаружили еще один способ, которым опухолевые клетки передают генетический материал другим клеткам в своем микроокружении, вызывая распространение рака: «груз» с ДНК транспортируется в небольших «мешочках» – внеклеточных микровезикулах, сообщает пресс-служба вуза. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Reports.

В раковых клетках, в отличие от здоровых, ДНК может находиться не в ядре, а в цитозоли – желеобразной жидкости клетки. Генетический материал может оказаться там по разным причинам, но, согласно последним исследованиям, как отмечают авторы работы, основным источником «цитозольной ДНК» в опухолевых клетках является хромосомная нестабильность.

На примере клеточной модели больного раком мужчины ученые показали, как Y-хромосомная ДНК, присутствующая в цитозоле из-за хромосомной нестабильности, переносится на внеклеточных везикулах в линию эпителиальных клеток женской молочной железы. В женских клетках изначально не могло быть ДНК с Y-хромосомой: она могла только «переехать» из мужской клетки.

Исследователи также выяснили, что цитозольная ДНК перемещается в микровезикулы вместе с ферментом cGAS, который может активироваться во время воспалительных процессов и связываться с двойной спиралью ДНК. Вероятно, cGAS может также играть роль в развитии рака, и новое исследование определило способ модификации ДНК, которое способствует росту опухоли.