Материалы портала «Научная Россия»

Как рационализовать интуицию

Как рационализовать интуицию
Анураг Ахария, один из создателей поисковика Google Scholar, рассказал о будущем проекта.

Бесплатный сервис Google Scholar отмечает 18 ноября день рождения — ему исполнится десять лет. В преддверии юбилея один из создателей поисковика, Анураг Ахария (Anurag Acharya), рассказал, почему проект не зарабатывает денег и о планах на будущее. Интервью с программистом опубликовано на сайте журнала Nature.

В компанию Google Анураг Ахария пришел в 2000 году, оставив академическую карьеру. Он присоединился к группе по индексированию интернета. Видя большое число запросов по поводу научной литературы, он вместе с коллегой Алексом Верстаком решил сначала просто улучшить поиск в этом направлении. О самостоятельном поисковике по научной литературе тогда речи не шло. Над улучшением индексирования научной литературы работали четыре года, и в 2004 году Google Scholar был запущен.

Google Scholar сразу набрал популярность, обращения к нему росли экспоненциально. Помимо выдачи результатов поисковых запросов, ранжированных в хронологическом порядке, Google Scholar предлагал пользователям содержательное ранжирование. Для этого пришлось сканировать полнотекстовые массивы научной литературы. Но в результатах поиска полные тексты не отражались — только анонсы. По словам Ахария, таковы условия работы с научными издательствами, и работа эта началась задолго до запуска Google Scholar.

Google Scholar не зарабатывает денег. По сравнению с другими сервисами Google его аудитория слишком мала, чтобы успешно монетизироваться. Проект выполняет важную работу — устанавливает обратную связь с научным сообществом, а затраты на него по меркам Google небольшие (в команде Google Scholar сейчас девять человек).

Набирающий обороты в последнее время вид спама — gaming, то есть создание ложных аккаунтов и документов, разработчиков Google Scholar не волнует. В научной среде это не приобретает масштабов бедствия из-за отсутствия анонимности и работающего института репутации. Гораздо больше авторов проекта занимает вопрос — как помочь пользователю, который не может четко сформулировать запрос? Иными словами, как облегчить интуитивный поиск? Сейчас поисковик опирается на инструмент рекомендаций, но это не совсем правильно. Задача непростая, так как нужно отсечь информацию, которую пользователь уже знает. Поисковая выдача должна быть релевантной, но не слишком, чтобы избежать спама, то есть постоянного показа одних и тех же статей.

В 2012 году Google убрал из основного меню ссылку на Google Scholar. Но Ахария не рассматривает это как признак ненужности или скорого закрытия проекта. По его словам, пользователи Google Scholar привыкли к поисковику и просто не нуждаются в прямой ссылке на него с главной страницы.

Кстати, портал Научная Россия недавно рассказывал о статистическом исследовании, проведенном группой Ахарии.

Анураг Ахария родился в Биканере, штат Раджастхан (Индия). Закончил Технологический университет в Кхарагпуре по специальности вычислительная техника в 1987 году. Продолжил обучение в США, в университете Карнеги-Меллон. Затем был доцентом в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре.

google scholar релевантное ранжирование информации

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий