Как наши древние предки заботились о потомстве

Ученые получили новое представление о том, как наши предки воспитывали своих детей, и о том, как матери должны были дополнять твердую пищу грудным молоком, когда ресурсов для пропитания не хватало.

Анализ окаменелых зубов африканского австралопитека, обнаруженных в Южной Африке, показал, что более двух миллионов лет назад в первые 12 месяцев жизни дети постоянно находились на грудном вскармливании. Ребенок постарше также иногда получал молоко матери: сезонные изменения и нехватка пищи заставляли мать дополнять молоком другие продукты питания, сообщается на сайте Университета Монаша (Австралия). Международная группа ученых опубликовала подробности своего исследования в журнале Nature.

«Впервые мы получили новое представление о том, как наши предки воспитывали своих детей, и о том, как матери должны были дополнять твердую пищу грудным молоком, когда ресурсов было мало», – отмечает геохимик Джоаннес Боя (Joannes-Boyau) из Исследовательской группы по геоархеологии и археометрии в Университете Южного Креста (Автралия).

Африканский австралопитек (Australopithecus africanus) жил примерно два-три миллиона лет назад в период крупных климатических и экологических изменений в Южной Африке. У этого вида был обезьяноподобный скелет, но уже более объемный череп (эта особенность приближает его к человеку). Хотя первые окаменелости австралопитеков были обнаружены почти столетие назад, ученые только сейчас смогли раскрыть секреты того, как они воспитывали своих детей, используя специальные методы для анализа окаменелых образцов. С помощью лазера ученые испарили микроскопические участки на поверхности найденных зубов и изучили газ, содержащийся в образцах: в нем искали химические признаки с помощью масс-спектрометра. В результате исследователи составили микроскопические геохимические карты, которые могут рассказать историю рациона питания и здоровья человека.

Ученые обнаружили в слоях эмали и дентина зубов африканского австралопитека повторяющиюся химическую подпись одного набора элементов, которая говорит о нехватке пищи в определенный сезон. Также они определили в зубах A. africanus большое количество лития, который говорит о дефиците белка у детей, более склонных к неблагоприятным воздействиям в периоды роста, отмечают ученые.

[Иллюстрация: JOSE GARCIA AND RENAUD JOANNES-BOYAU, SOUTHERN CROSS UNIVERSITY]