Что происходит в мозгу страстного хоккейного болельщика во время большого матча? Новое исследование, проведенное в Университете Ватерлоо, позволяет ближе познакомиться с тем, как функционирует мозг во время просмотра спортивных состязаний. Данные показывают, насколько сильно отличается опыт страстного болельщика от опыта случайного зрителя.
Исследователи обнаружили, что во время атаки болельщики, глубоко увлеченные хоккеем, проявляли большую активность в части мозга, называемой дорсальной медиальной префронтальной корой. Эта область связана с эмоциональной вовлеченностью и оценочным мышлением — умственными процессами, которые мы используем для оценки и интерпретации происходящего вокруг нас.
«Мы обнаружили, что для болельщиков, которые действительно любят этот вид спорта, игры были моментами интенсивного умственного напряжения», — сказал соавтор исследования доктор Люк Потварка, ведущий научный сотрудник кафедры рекреации и досуга Университета Ватерлоо. «Игры сигнализировали о том, что должно произойти что-то важное, чего случайные зрители могут не заметить».
Используя неинвазивный метод визуализации мозга, называемый функциональной спектроскопией в ближней инфракрасной области (fNIRS), исследователи отслеживали активность мозга 20 участников во время просмотра профессионального европейского хоккейного матча. Целью ученых было понять, как вовлеченность болельщиков проявляется в мозге и реагируют ли активные болельщики по-разному в ключевые моменты игры.
Удивительно, но исследователи заметили, что во время очевидных событий, таких как голевые моменты, никаких различий в работе мозга фанатов и обычных зрителей не наблюдалось, вероятно, потому, что даже случайные болельщики понимают, когда гол имеет большое значение. Однако моменты, требующие глубокого знания стратегии игры, вызывают более глубокую когнитивную вовлеченность у страстных болельщиков.
Это исследование важно, поскольку оно выходит за рамки традиционных методов, таких как опросы и самоотчеты, которые могут не учитывать реакции в реальном времени и на подсознательном уровне.
«Мысли и чувства часто находятся под поверхностью», — говорит Потварка, директор Лаборатории зрительного опыта и технологий Ватерлоо. «Визуализация мозга дает возможность получить более точное представление о том, как болельщики на самом деле переживают игру, пока она разворачивается».
Полученные данные могут помочь комментаторам, спортивным маркетологам и создателям контента лучше понять, что именно привлекает болельщиков, и усовершенствовать представление спортивных событий в прямом эфире.
«Это только начало», — говорит Адриан Сафати, аспирант факультета психологии Ватерлоо. «В будущих исследованиях можно использовать этот подход в разных видах спорта, чтобы узнать больше о том, что по-настоящему цепляет болельщиков». Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.