Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 1044

Как формировался русский народный календарь?

О формировании русского традиционного календаря рассказывает Анна Федоровна Некрылова – кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей РФ, научный сотрудник Института русской литературы РАН
Название изображения

Работа миллионов людей связана с компьютером и восьмичасовым рабочим днем пять дней в неделю. Мы так привыкли к подобному ритму и течению времени, что часто даже не задумываемся: а может ли быть по-другому? Но у наших предков летоисчисление было связано с совершенно другой работой и иным ощущением жизни. Стержень всего бытия славян составляло земледелие. Оно определяло, когда просыпаться и засыпать, когда праздновать, а когда можно и отдохнуть; причем время исчислялось днями и месяцами, а минуты и секунды совершенно не брались в расчет.

Какие истоки у русского традиционного календаря? Чем календарь земледельческий, народный, отличался от церковного? Как земледелие формировало наше мировоззрение и наш досуг?

Об этом «Научной России» рассказала Анна Федоровна Некрылова – кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей РФ, научный сотрудник сектора фольклора в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом), автор книг: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. XVIII – начало  XX века» (1988), «Русский народный кукольный театр» (в соавторстве с В. Е. Гусевым; 1983), «Народный театр» (в соавторстве с Н. И. Савушкиной; 1991), «Русский традиционный календарь» (2007). 

«Понятно, что календарь, который складывался в течение веков, не может быть объяснен и описан в течение совсем короткого времени. Но я постараюсь в своем комментарии сказать о наиболее важных, наиболее ярких моментах.

Само слово «календарь» восходит к латинскому «calare» выкликать: в Древнем Риме  было принято громко провозглашать, оповещать народ о наступлении первого дня каждого месяца. В русском языке есть свое слово, почти синоним: Месяцеслов.

У любого народа возникала потребность измерять время, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Наблюдения за фазами луны привели к возникновению лунного календаря, а за движением солнца — к солнечному, суточному (от восхода до восхода или от заката до заката)  и годовому с его важнейшими точками — равноденствиями и солнцестояниями. Именно солнечный календарь оказался наиболее пригоден, полезен земледельцам, ибо в основе его — смена времен года, определяющая время подготовки земли к севу, сбор урожая. Понятно, что календарь  не возник в  какой-то один момент, у какого-то одного народа. Календари создавались в разные эпохи у разных народов, часто независимо друг от друга, хотя в результате культурных связей, обмена опытом и знаниями заимствовались принципы календарного определения времени. На протяжении веков календари уточнялись, развивались, дополнялись сведениями,  актуальными для населения определенной эпохи. Многое в том процессе обуславливалось  хозяйственной деятельностью, осмыслением законов природы, развитием науки, господствующим мировоззрением и пр. Календари  и до сих пор развиваются и до сих пор существуют  разные календари  у разных народов в разных частях света.

Лекции Анны Федоровны Некрыловой - по праву считаются классическими в вопросах о народном театре, календарно-обрядовом фольклоре, ритуале, смеховой культуре Руси. Фото: https://skomoroh.tomsk.ru/news-1818.html

Лекции А.Некрыловой по праву считаются классическими в вопросах о народном театре, календарно-обрядовом фольклоре, ритуале, смеховой культуре Руси.

Что касается славянского календаря, то, насколько нам позволяют судить источники (летописные, археологические, архаические обряды и т.п.),  существовали так называемые «неполные календари». Например, календарь, запечатленный на поверхности  кувшина IV в. н.э., найденного в с. Ромашки Киевской области,  охватывает период с апреля по август. Календарь X в. из Чернигова, нанесенный на оковке турьего рога, представляет  цикл длительностью 8 месяцев (приблизительно с марта по октябрь). Объясняется это достаточно архаичным представлением о том, что  время  не непрерывно и идет в разные периоды  с разной скоростью.

В народном сознании время, меняя интенсивность протекания от сезона к сезону, от начала суток или года к их завершению, в моменты высшего напряжения и наибольшего спада солнечной энергии останавливается. Соответственно,  после уборки урожая, прекращения всех сельскохозяйственных работ в поле, на огороде, окончания пастбищного сезона, наступал неопределенный период: природа «засыпала» и счет времени кончался.

Русский календарь в основном держится на земледелии: это календарь, который подстраивался под землепашцев. Практически вся наша культура, и не только традиционная, а во многом и профессиональная, классическая русская культура сохраняет или в разной мере  отражает  мировоззрение земледельца. У нас вообще всё, что связано с урожаем, имеет корни, связанные и с человеком, – то есть с чем-то живым.

Само слово «урожай» содержит в себе понятие «роды». Ведь это роды земли! Соответственно, такие роды имеет право принимать женщина; и не просто женщина, а «баба», которая сама прошла через муки родов, которая наделена чувством сострадания к земле-матушке (отсюда слово «страда»), да и снопы сжатого хлеба, сложенные в поле определенным образом, не зря назывались «бабками». Поэтому женщина  в жатвенный период — главное действующее лицо. И таких примеров можно привести достаточно много. Точно так же весной главным станет мужчина, который будет пахать и сеять. Мужчина  это сеятель в прямом и переносном смысле слова, и он должен оплодотворить землю. Есть сведения, что  даже в  конце XIX века кое-где  при проведении первой борозды и первом засеве мужики снимали порты. То есть засеивание земли в каком-то смысле отождествлялось с оплодотворением женщины, с зарождением новой жизни.

Святцы — это церковный календарь с указанием дней памяти и чествования православных святых, мучеников и праведников. 

Христианство внесло в традиционную земледельческую культуру значительные изменения. Однако  старинные обычаи и обряды, отражавшие архаическое, аграрное мировоззрение крестьянина, не исчезли под натиском христианской религии, они как бы растворились в ней, образовав, по сути, особое — бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом, собственной эстетикой. При этом необходимо особо подчеркнуть значение Святцев. Этот новый христианский календарь окончательно упорядочил годовой круг.  Я уже сказала о неопределенности дохристианского календаря: он в самом деле был неопределенным, неточным. Тепло стало — значит, будем сеять, созрел хлеб — будем убирать, поспели овощи — пора выкапывать их и т.д.

Зинаида Серебрякова. Жатва. 1915 г. Холст, масло.

Зинаида Серебрякова. Жатва. 1915 г. Холст, масло.

Святцы, вошедшие в русскую культуру с принятием христианства, как бы замкнули годовой круг, обозначив каждый день и наполнив его собственным содержанием, придав ему вес и ценность, уникальность, индивидуальность, закрепив за многими важнейшими действиями определенное число (дату) и определенного покровителя-святого, что придавало сугубо земным, прагматическим занятиям высокий статус, возводя их на уровень богоугодного дела, святого, истинно нравственного.

Именно церковный Месяцеслов помог превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления, послужив канвой, в которую постепенно укладывался  практический опыт земледельца и которая естественно вбирала в себя традиционные обряды и праздники.

В основе Святцев лежит церковная история, наиболее важные евангельские события, дни поминовения канонизированных святых.

Первоначально в христианском календаре русских святых практически не было. Первые наши святые — это невинноубиенные  молодые князья Борис и Глеб. Но постепенно  Святцы стали наполняться русскими именами. Если вы сейчас откроете любой церковный Месяцеслов, то увидите, что каждый день включает имена почитаемых и иудейских святых, и греческих, и малоазиатских,  и  великих подвижников из разных европейских стран, в том числе имена славянских, русских святых.

Подпись

Что еще очень важно, когда мы говорим о Святцах, о влиянии христианского начала на обыденную жизнь? Каждый день имеет свое обозначение. Например, 8-е число, июнь месяц, день недели — среда. Святцы же нам дают еще имя. А имя — это чрезвычайно важная категория любой культуры. Не случайно в Древней Руси говорили «по имени и житие твое». Имя оживляет, гуманизирует, индивидуализирует, это важнейший знак принадлежности культуре, освоенному, осмысленному. Каждый день воспринимается как нечто живое, за которое мы в ответе и которое нас настраивает на правильное поведение. В традиционном календаре — это и четкий распорядок ведения хозяйства, очередность определенных дел. Разумеется, крестьяне, придерживаясь сложившейся системы календаря, никогда не абсолютизировали его, ибо хорошо знали — год на год не приходится и календарным теплом сыт не будешь. Так что Святцы служили скорее надежным ориентиром, чем жестким графиком проведения тех или иных работ в поле, в огороде, в лесу, дома.

Церковный календарь ориентирован на движение Луны, а земледельческий — на движение Солнца. Главный христианский праздник — Пасха, Светлое Христово воскресение, исторически связанный  с традицией древних иудеев, решением Первого Вселенского собора (325 г.) празднуется в первое воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием. Так что в разные годы Пасха приходится на период апреля — начала мая. От Пасхи отсчитываются сроки других важнейших христианских праздников — Вознесение Господне, Троица, Духов день. Этим же определяется и время начала Великого поста, соответственно и время Масленицы, отмечаемой перед Великим постом.

Традиционный календарь – сложное, многогранное и многоуровневое явление культуры. Он включает в себя, сопрягая и переплетая, несколько самостоятельных (автономных) календарей. Помимо лунного и  солнечного и вегетативного; это устоявшийся  ритм религиозных праздников, постов и периодов «всеядия»; наряду с основным – земледельческим – имеют место  скотоводческий, охотничий, промысловый, ремесленный календари; узаконенные периоды  заключения браков и поминальные дни.

Регламентация годового времени предполагает и иерархию составляющих его единиц.. Эти «частные» календари наделены разными функциями, сферами применения и, вероятно, истоками. Традиционный календарь включил в себя накопленные веками и прередаваемые из поколения в поколения знание природы и законов человеческой жизни, нравственные и духовные ценности, обряды и обычаи, богатейшее фольклорное наследие, особое отношение к вещам, в которых видели не только практическую сторону, но и духовное начало. Народный календарь справедливо называют своеобразным дневником и энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и  буднями.

Но это совсем маленькая часть огромной темы, и я была бы очень рада, если бы вы посмотрели другие статьи и книги по теме. Сейчас довольно много интересного выпущено о календаре. Потому что это и нашу жизнь в чем-то выстраивает и делает ее более гармоничной, более стройной, более правильной, может быть, и более откликающейся на человека».

Записала Янина Хужина. Фотографии в материале: https://a-format.ru/https://skomoroh.tomsk.ruhttp://www.bibliotekar.ru/, https://commons.wikimedia.org/. Фото на главной странице сайта: Сахалинский Театр кукол

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● А.Ф. Некрылова, «Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома», изд-во «Пальмира», 2017 г.

● И.И. Шангина, А.Ф. Некрылова, «Русские праздники», изд-во «Азбука», 2015 г.

Каталог книг издательства Института русской литературы РАН (Пушкинский дом)

● Лекции А.Ф. Некрыловой

анна федоровна некрылова земледельческий календарь институт русской литературы ран ирли ран месяцеслов пушкинский дом русский традиционный календарь святцы церковный календарь

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.