Автор фото: Noah Buscher / Unsplash

 Автор фото: Noah Buscher / Unsplash

 

Работа миллионов людей связана с компьютером и восьмичасовым рабочим днем пять дней в неделю. Мы так привыкли к подобному ритму и течению времени, что часто даже не задумываемся: а может ли быть по-другому? Но у наших предков летоисчисление было связано с совершенно другой работой и иным ощущением жизни. Стержень всего бытия славян составляло земледелие. Оно определяло, когда просыпаться и засыпать, когда праздновать, а когда можно и отдохнуть; причем время исчислялось днями и месяцами, а минуты и секунды совершенно не брались в расчет.

Какие истоки у русского традиционного календаря? Чем календарь земледельческий, народный, отличался от церковного? Как земледелие формировало наше мировоззрение и наш досуг?

Об этом «Научной России» рассказала Анна Федоровна Некрылова – кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей РФ, научный сотрудник сектора фольклора в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом), автор книг: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. XVIII – начало  XX века» (1988), «Русский народный кукольный театр» (в соавторстве с В. Е. Гусевым; 1983), «Народный театр» (в соавторстве с Н. И. Савушкиной; 1991), «Русский традиционный календарь» (2007). 

«Понятно, что календарь, который складывался в течение веков, не может быть объяснен и описан в течение совсем короткого времени. Но я постараюсь в своем комментарии сказать о наиболее важных, наиболее ярких моментах.

Само слово «календарь» восходит к латинскому «calare» выкликать: в Древнем Риме  было принято громко провозглашать, оповещать народ о наступлении первого дня каждого месяца. В русском языке есть свое слово, почти синоним: Месяцеслов.

У любого народа возникала потребность измерять время, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Наблюдения за фазами луны привели к возникновению лунного календаря, а за движением солнца — к солнечному, суточному (от восхода до восхода или от заката до заката)  и годовому с его важнейшими точками — равноденствиями и солнцестояниями. Именно солнечный календарь оказался наиболее пригоден, полезен земледельцам, ибо в основе его — смена времен года, определяющая время подготовки земли к севу, сбор урожая. Понятно, что календарь  не возник в  какой-то один момент, у какого-то одного народа. Календари создавались в разные эпохи у разных народов, часто независимо друг от друга, хотя в результате культурных связей, обмена опытом и знаниями заимствовались принципы календарного определения времени. На протяжении веков календари уточнялись, развивались, дополнялись сведениями,  актуальными для населения определенной эпохи. Многое в том процессе обуславливалось  хозяйственной деятельностью, осмыслением законов природы, развитием науки, господствующим мировоззрением и пр. Календари  и до сих пор развиваются и до сих пор существуют  разные календари  у разных народов в разных частях света.

Что касается славянского календаря, то, насколько нам позволяют судить источники (летописные, археологические, архаические обряды и т.п.),  существовали так называемые «неполные календари». Например, календарь, запечатленный на поверхности  кувшина IV в. н.э., найденного в с. Ромашки Киевской области,  охватывает период с апреля по август. Календарь X в. из Чернигова, нанесенный на оковке турьего рога, представляет  цикл длительностью 8 месяцев (приблизительно с марта по октябрь). Объясняется это достаточно архаичным представлением о том, что  время  не непрерывно и идет в разные периоды  с разной скоростью.

В народном сознании время, меняя интенсивность протекания от сезона к сезону, от начала суток или года к их завершению, в моменты высшего напряжения и наибольшего спада солнечной энергии останавливается. Соответственно,  после уборки урожая, прекращения всех сельскохозяйственных работ в поле, на огороде, окончания пастбищного сезона, наступал неопределенный период: природа «засыпала» и счет времени кончался.

Русский календарь в основном держится на земледелии: это календарь, который подстраивался под землепашцев. Практически вся наша культура, и не только традиционная, а во многом и профессиональная, классическая русская культура сохраняет или в разной мере  отражает  мировоззрение земледельца. У нас вообще всё, что связано с урожаем, имеет корни, связанные и с человеком, – то есть с чем-то живым.

Само слово «урожай» содержит в себе понятие «роды». Ведь это роды земли! Соответственно, такие роды имеет право принимать женщина; и не просто женщина, а «баба», которая сама прошла через муки родов, которая наделена чувством сострадания к земле-матушке (отсюда слово «страда»), да и снопы сжатого хлеба, сложенные в поле определенным образом, не зря назывались «бабками». Поэтому женщина  в жатвенный период — главное действующее лицо. И таких примеров можно привести достаточно много. Точно так же весной главным станет мужчина, который будет пахать и сеять. Мужчина  это сеятель в прямом и переносном смысле слова, и он должен оплодотворить землю. Есть сведения, что  даже в  конце XIX века кое-где  при проведении первой борозды и первом засеве мужики снимали порты. То есть засеивание земли в каком-то смысле отождествлялось с оплодотворением женщины, с зарождением новой жизни.

Святцы — это церковный календарь с указанием дней памяти и чествования православных святых, мучеников и праведников. 

Христианство внесло в традиционную земледельческую культуру значительные изменения. Однако  старинные обычаи и обряды, отражавшие архаическое, аграрное мировоззрение крестьянина, не исчезли под натиском христианской религии, они как бы растворились в ней, образовав, по сути, особое — бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом, собственной эстетикой. При этом необходимо особо подчеркнуть значение Святцев. Этот новый христианский календарь окончательно упорядочил годовой круг.  Я уже сказала о неопределенности дохристианского календаря: он в самом деле был неопределенным, неточным. Тепло стало — значит, будем сеять, созрел хлеб — будем убирать, поспели овощи — пора выкапывать их и т.д.

Зинаида Серебрякова. Жатва. 1915 г. Холст, масло.

Зинаида Серебрякова. Жатва. 1915 г. Холст, масло.

 

Святцы, вошедшие в русскую культуру с принятием христианства, как бы замкнули годовой круг, обозначив каждый день и наполнив его собственным содержанием, придав ему вес и ценность, уникальность, индивидуальность, закрепив за многими важнейшими действиями определенное число (дату) и определенного покровителя-святого, что придавало сугубо земным, прагматическим занятиям высокий статус, возводя их на уровень богоугодного дела, святого, истинно нравственного.

Именно церковный Месяцеслов помог превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления, послужив канвой, в которую постепенно укладывался  практический опыт земледельца и которая естественно вбирала в себя традиционные обряды и праздники.

В основе Святцев лежит церковная история, наиболее важные евангельские события, дни поминовения канонизированных святых.

Первоначально в христианском календаре русских святых практически не было. Первые наши святые — это невинноубиенные  молодые князья Борис и Глеб. Но постепенно  Святцы стали наполняться русскими именами. Если вы сейчас откроете любой церковный Месяцеслов, то увидите, что каждый день включает имена почитаемых и иудейских святых, и греческих, и малоазиатских,  и  великих подвижников из разных европейских стран, в том числе имена славянских, русских святых.

Что еще очень важно, когда мы говорим о Святцах, о влиянии христианского начала на обыденную жизнь? Каждый день имеет свое обозначение. Например, 8-е число, июнь месяц, день недели — среда. Святцы же нам дают еще имя. А имя — это чрезвычайно важная категория любой культуры. Не случайно в Древней Руси говорили «по имени и житие твое». Имя оживляет, гуманизирует, индивидуализирует, это важнейший знак принадлежности культуре, освоенному, осмысленному. Каждый день воспринимается как нечто живое, за которое мы в ответе и которое нас настраивает на правильное поведение. В традиционном календаре — это и четкий распорядок ведения хозяйства, очередность определенных дел. Разумеется, крестьяне, придерживаясь сложившейся системы календаря, никогда не абсолютизировали его, ибо хорошо знали — год на год не приходится и календарным теплом сыт не будешь. Так что Святцы служили скорее надежным ориентиром, чем жестким графиком проведения тех или иных работ в поле, в огороде, в лесу, дома.

Церковный календарь ориентирован на движение Луны, а земледельческий — на движение Солнца. Главный христианский праздник — Пасха, Светлое Христово воскресение, исторически связанный  с традицией древних иудеев, решением Первого Вселенского собора (325 г.) празднуется в первое воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием. Так что в разные годы Пасха приходится на период апреля — начала мая. От Пасхи отсчитываются сроки других важнейших христианских праздников — Вознесение Господне, Троица, Духов день. Этим же определяется и время начала Великого поста, соответственно и время Масленицы, отмечаемой перед Великим постом.

Традиционный календарь – сложное, многогранное и многоуровневое явление культуры. Он включает в себя, сопрягая и переплетая, несколько самостоятельных (автономных) календарей. Помимо лунного и  солнечного и вегетативного; это устоявшийся  ритм религиозных праздников, постов и периодов «всеядия»; наряду с основным – земледельческим – имеют место  скотоводческий, охотничий, промысловый, ремесленный календари; узаконенные периоды  заключения браков и поминальные дни.

Регламентация годового времени предполагает и иерархию составляющих его единиц.. Эти «частные» календари наделены разными функциями, сферами применения и, вероятно, истоками. Традиционный календарь включил в себя накопленные веками и прередаваемые из поколения в поколения знание природы и законов человеческой жизни, нравственные и духовные ценности, обряды и обычаи, богатейшее фольклорное наследие, особое отношение к вещам, в которых видели не только практическую сторону, но и духовное начало. Народный календарь справедливо называют своеобразным дневником и энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и  буднями.

Но это совсем маленькая часть огромной темы, и я была бы очень рада, если бы вы посмотрели другие статьи и книги по теме. Сейчас довольно много интересного выпущено о календаре. Потому что это и нашу жизнь в чем-то выстраивает и делает ее более гармоничной, более стройной, более правильной, может быть, и более откликающейся на человека».

Записала Янина Хужина. 

Фото на главной странице сайта: Сахалинский Театр кукол

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● А.Ф. Некрылова, «Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома», изд-во «Пальмира», 2017 г.

● И.И. Шангина, А.Ф. Некрылова, «Русские праздники», изд-во «Азбука», 2015 г.

Каталог книг издательства Института русской литературы РАН (Пушкинский дом)

● Лекции А.Ф. Некрыловой