Источник фото - ru.123rf.com

Ученые МГУ вошли в состав научной группы проекта по формированию базы геномных данных арктических организмов – самой крупной инициативы в области генетического анализа биоразнообразия в истории нашей страны, о запуске которого 11 сентября объявило ПАО «НК «Роснефть». Проект реализуется совместно с компанией «Иннопрактика» и Центром полногеномного секвенирования.

Создаваемая в рамках проекта база геномных данных станет уникальным источником генетической и геномной информации о живых организмах российской Арктики и позволит решать множество актуальных научных и практических задач, а также будет способствовать сохранению хрупких арктических экосистем.

Первый этап проекта будет посвящен формированию списка видов организмов, полногеномный анализ которых представляет особую важность для научного сообщества. Для решения этой задачи сформирована экспертная группа, в которую вошли лучшие профильные специалисты МГУ имени М.В. Ломоносова и других российских научных организаций.

«Арктика — это регион, который сейчас имеет для нашей страны первостепенную значимость, — говорит Андрей Адрианов, академик РАН, профессор биологического факультета МГУ, председатель научного совета проекта. — И если важность Арктики для добычи полезных ископаемых и транспортировки грузов всем хорошо понятна, то огромное значение живых организмов, населяющих арктический регион, зачастую бывает недооценено. Ведь этим организмам приходится жить в очень тяжелых условиях, а это значит, что их изучение позволит нам получить много ценных научных данных о том, как им это удается. Помимо этого, экстремальные условия обитания определяют и практическую значимость таких организмов, многие из которых умеют синтезировать ценнейшие биологические молекулы, очень важные для человека, — белки с высоким биотехнологическим потенциалом, антибиотики и многие другие. И чтобы научиться эффективно использовать всё это природное богатство, причем так, чтобы не нанести ему урона, нам не обойтись без геномных исследований».

«Этот проект не имеет аналогов в российской истории, — комментирует Петр Каменский, профессор биологического факультета МГУ, координатор научного совета проекта. — Он имеет комплексный характер и призван решить ряд важнейших задач: это и получение новых научных данных об арктических экосистемах, и сохранение биологического разнообразия региона. И мы хорошо понимаем, что для достижения таких амбициозных целей требуется консолидация усилий всего профильного научного сообщества нашей страны. В России функционирует большое количество научных коллективов, изучающих живую природу Арктики. Одной из наших задач мы видим помощь в кооперации этих коллективов для возможности развития их исследований, сбор информации о том, какие живые организмы ими изучаются и каким образом полногеномная информация об этих организмах поможет исследователям в их работе».

Любой научный коллектив России может принять участие в проекте, предложив свои идеи актуальных исследований, предполагающие проведение в будущем полногеномного секвенирования того или иного живого организма, населяющего Российскую Арктику. В предложении необходимо указать основную информацию об этом организме, а также описать научные задачи, для решения которых необходимы полногеномные данные по нему. Все предложения будут тщательно рассмотрены научной группой проекта, на их основе будет сформирован список видов для последующего генетического анализа в Центре полногеномного секвенирования, обладающего самым современным и мощным научным оборудованием.

Форма для предложений доступна по ссылке.