Извержение вулкана Пинатубо замаскировало повышение уровня моря

Моделирование спутниковых данных, очищенное от эффекта извержения 1991 года, показало, что уровень моря повышается с ускорением.

Извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году повлияло на данные спутников, измерявших повышение уровня моря, утверждают ученые из США. На самом деле уровень моря повышается с ускорением. Ученые опубликовали результаты работы в журнале Scientific Reports, сообщает пресс-служба Национального центра атмосферных исследований.

Уровень моря — это важный показатель климатической системы планеты. Начиная с XVIII века, уровень моря измеряли мореографами. В конце 1992 года запустили международную систему спутников TOPEX/Poseidon. На основании многолетних наблюдений ученые знали, что уровень моря повышается, и учитывая прогноз климатологов, он должен повышаться даже с ускорением. Но — согласно спутниковым данным — этого не происходит. Повышение уровня моря шло относительно спокойными темпами, по 3 мм в год. Больше того, темп роста уровня моря в последнее десятилетие даже несколько снизился по сравнению с десятилетием 1993-2002 годов. Эта загадка волновала ученых из Национального центра атмосферных исследований и они решили выяснить причину.

По их мнению, спутниковые данные давали неверную картину повышения уровня моря из-за того, что за год до запуска системы произошло сильное извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах. Аэрозоли из вулканических выбросов охладили атмосферу планеты и океаны, что вызвало падение уровня моря.

Чтобы изучить эффект извержения Пинатубо, авторы работы испытали 40 компьютерных моделей изменения климата. Они увидели, что в результате извержения уровень моря снизился в среднем сразу на 6 мм. Затем он вернулся к норме, и спутниковые наблюдения, которые начались на самом пике падения, это зафиксировали. То есть уровень моря реально растет ускоренными темпами, и если не случится в скором времени аналогичного извержению Пинатубо события, спутники это покажут.

Уровень моря повышается по двум причинам: из-за нагрева воды в результате глобального потепления и таяния ледников. Повышение уровня моря чрезвычайно важно для прибрежных городов и сообществ, которые должны учитывать его при долгосрочном планировании развития. Таким образом, ключевой вопрос заключается в том, насколько будет расти уровень моря? IPCC прогнозирует повышение на 1 метр к 2100 году, но есть и менее оптимистичные оценки.

Напомним, что прошедший период 2016 года стал самым теплым за всю историю климатических наблюдений.

[На фотографии: кратер вулкана Пинатубо 22 июня 1991 года. Courtesy of USGS]